Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Архив "Кинолабиринта" Часть 1


Исторический кинолабиринт
Фильм «Друг мой, Колька!..»

 

Конкурсное жюри внимательно рассмотрело все поступившие на конкурс работы. В результате их анализа и оценки первое место присуждено учащейся ГБОУ СПО «Технический Пожарно-спасательный колледж №57 им. Героя России В.М. Максимчука» (г. Москва) Охматовской Елизавете Ивановне. Елизавета стала первым победителем первого в истории портала конкурса «Исторического лабиринта». Работа выполнена под руководством Александра Валерьевича Васильева. Работа Елизаветы Ивановны публикуется на портале.

 

Второе место поделили между собой учащиеся МАОУ Гимназия 37 г. Екатеринбурга Пескова Дарья Владимировна (8 «В» класс) и Мукасеев Максим Михайлович (8 «А» класс). Работы выполнены под руководством Ольги Сергеевны Уколовой.

 

Третье место присуждено учащейся 8 «А» класса МАОУ Гимназия №37 г. Екатеринбурга Козарь Елизавете Станиславовне. Работа выполнена под руководством Ольги Сергеевны Уколовой.

 

Жюри конкурса и Редакционный совет федерального портала История.РФ искренне поздравляют победителей конкурса за проявленный интерес к фильму и успешные попытки анализа художественного фильма как исторического источника. Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе, удивительных открытий и важных свершений! Мы очень надеемся, что вы станете активными участниками обсуждений и следующих выпусков нашего «Исторического кинолабиринта».

 

Особенную благодарность мы выражаем нашим коллегам - классному руководителю группы 1П-35 ГБОУ СПО «Технический Пожарно-спасательный колледж №57 им. Героя России В.М. Максимчука» (г. Москва) Александру Валерьевичу Васильеву и учителю истории и обществознания МАОУ Гимназия №37 г. Екатеринбурга, эксперту нашего портала Ольге Сергеевне Уколовой – за приобщение своих учеников к лучшим образцам отечественного кинемотографа и изучение специфики художественного фильма как исторического источника эпохи.

 

Победители конкурса награждены памятными Дипломами и призами, руководители работ – Благодарственными письмами министра культуры РФ.

 

Мы очень надеемся, что материалы конкурсов «Исторический кинолабиринт» будут активно использоваться экспертами портала во внеклассной работе, посвященной изучению «100 лучших отечественных фильмов».

 

Горбунова Марина Анатольевна
учитель истории, куратор проекта «Исторический кинолабиринт»


Редакция публикует работу победительницы конкурса «Исторический кинолабиринт. Фильм «Друг мой, Колька!..»» Охматовской Елизаветы (ГБОУ СПО Технический пожарно-спасательный колледж №57 им. Героя России В.М. Максимчука, г. Москва), руководитель - Васильев А.В.
 

Общие вопросы

 

3. В Кольке Снегирёве мне нравится то, что не « гонится за стадом ». Ему не нравятся скучные сборы, и он не собирается тратить на них свое время. Он создает « ТОТР» - « Тайное общество троечников», которое помогает пенсионерам (они пилят для них дрова) и строят дом после уроков. У Кольки есть чувство собственного достоинства, ему не нужны чужие подачки и милости (он отказывается от ботинок, которые подарил ему родительский комитет). Он не стремится нравиться всем и имеет обо всем свое собственное суждение.

 

4. Несмотря на все вышеописанные достоинства, в характере Кольки есть и недостатки. Он вспыльчив, ему следует быть более терпеливым (не уделать со слетов и не швырять ботинки в лицо, даже если тебя унизили). Хотя у него есть свое мнение.  Но все же он подвержен дурному влиянию компании Исаева (курит, делает долги). Он упрям, и это ослиное упрямство очень часто играет с ним злую шутку (его связь с Исаевым в конце концов приводит к тому, что он помогает, хотя и не осознанно, угнать школьный грузовик). Поэтому Кольке следует почаще прислушиваться к своим друзьям, которые проявляют о нем истинную заботу, и заступаться за него в тот момент, когда все остальные от него отворачиваются.

 

Отзыв о фильме

 

Мне фильм и само участие в конкурсе показались интересными и увлекательными. Этот конкурс для меня отличился тем, что участникам не просто задаются сухие вопросы на темы разных исторических фактов и требуются такие же сухие и формальные ответы. Здесь нам предоставляется возможность самим поработать над историческим фрагментом, живым и ярким эпизодом из жизни людей. Почти все конкурсные вопросы и задания требуют ответа, начиная искать который ты попутно находишь многое новое для себя, и начинаешь понимать, что, действительно, у каждого человека свое место в Истории, и каждый из нас способен на неё повлиять, что можно увидеть из замечательного фильма. Кроме того, от конкурсантов обязательно требуется высказывание личного отношения к тому или иному событию, и на это делается большой акцент для исторического конкурса. Я думаю, что если бы исторические конкурсы велись именно в таком формате, они бы имели гораздо больше популярности среди современных школьников, ведь зачастую детям просто лень сидеть и читать сухие факты, разбавленные парой ни о чем не говорящих иллюстраций в учебнике истории. А такой подход (ответы на вопросы по фильму), на мой взгляд, провоцирует у детей больше впечатлений, и соответственно, больше вопросов, на которые хочется поскорее получить ответы. Ну а если в фильме показывают еще и сверстников, т.е тех, с кого дети и берут пример в жизни, то это может послужить и хорошим, и надежным подспорьем для учителей в непростом деле формированию у подрастающего поколения нравственной системы ценностей и любви к Родине.

 

Старший уровень

 

2. Вожатая Лидия Михайловна Валерия, его мама и некоторые члены Совета дружины придерживаются довоенных взглядов и порядков и пытаются удерживать их в школе, которая постепенно начинает переходить к новому, более демократичному укладу.

 

В своих поступках и суждениях они руководствуются теми правилами, к которым был приучен народ за годы правления Сталины; Валерий шпионит за своими товарищами, крадет их письма, доносит на них вожатой, во всем ей потакает и поддакивает; его мать, заведующая родительским комитетом, вместо того, чтобы просто отдать Снегиреву ботинки, купленные род. Родительским комитетом, устраивает из этого публичное представление, дабы показать заботу, которую проявил комитет по отношению к его многодетной и бедной семье. Такая «показуха» широко практиковалась в довоенные годы с целью показать, как власть якобы заботится о людях, их счастье благополучии. И отвергнуть такую подачку в те годы было просто немыслимо, поэтому поступок Снегирёва потряс заведующую.

 

Лидия Михайловна в своей педагогической деятельности также неукоснительно Догмам, внушенным ей, и не собирается от них отступать ни на шаг: она проводит пионерские слеты (а точнее просто следит, чтобы они проводились), которые никому из ребят не интересны, и вместо того, чтобы «беречь минуту», ученики, наоборот, просиживают штаны, хотя могли бы заняться вместо этого чем-то действительно нужным. Она строга и надменна со всеми своими подопечными, кроме Валерия, который все время старается ей угодить, он — «мальчик на побегушках». В своих решениях она радикальна: если провинился — должен быть наказан, и никак иначе. Пример тому исключение Снегирёва из пионеров и предложение об его исключении из школы. И хотя многие из Совета дружины и Руденко были против, Лидия Михайловна все равно сделала по-своему, надавив на решение ребят со слабой волей и тех, кто ее боялся. Эти ребята, которые, возможно, были специально посажены ею в Совет дружины, и голосами которых она, видно, уже не раз пользовалась для достижения своих целей, сами того не осознавая, тормозили развитие более демократических отношений в коллективе, которых они и сами втайне желали.

 

Таким образом, всю эту группу, судя по их поступкам, отношениям с окружающими, и тем способа, к которым они прибегают для достижения своих целей (каждый из них пытается самоутвердиться за счёт других), я бы назвала их «консерваторами».

 

3. Тот страх, который испытывают Лидия Михайловна и Валерий, когда они узнают о том, что в их школе есть подпольная организация – «ТОТР», объясняется строжайшим запретом, под которым во время Сталина и долгие годы после него находились любые подпольные организации. Ни о какой оппозиции, ни в политической, ни в любой другой сфере жизни в те годы не могло быть и речи.

 

Малейшее несогласие с политикой партии и общественным укладом, установленным ею, приравнивалось к измене Родине, а человек объявлялся «врагом народа» и по 58 статье приговаривался к расстрелу. В 1937-1939 гг. только по этой статье были расстреляны без суда и следствия и сосланы в лагеря миллионы советских людей. По всей стране царила атмосфера подозрительности. Люди жили в постоянном страхе. Доносы соседей, друзей и родственников, клевета и лжесвидетельствовали были обычным делом. Простые посиделки с друзьями за полночь могли на следующий день с легкой руки соседа по коммуналке, написавшего в Доносе, что в его квартире проводятся собрания подпольной организации, обернутся для всей компании ГУЛАГом и расстрелом. Это странное время очень ярко и достоверно изложили в своих произведениях А. Солженицын, В. Шаламов и многие другие опальные советские  писатели, которые сами стали жертвами репрессий и чудом остались живы после долгих лет, проведенных в ГУЛАГе и на Колыме. («Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» и др.)

 

Тот страх, который вселили в других людей сталинские репрессии, ёще очень долго останется с ним, и даже после смерти Сталина и разоблачения «культа личности», будет жить и передаваться из поколения в поколение. Именно этот страх и является движущей силой, которая заставляет Лидию Михайловну, которой по  большому счету всё равно ,что происходит в школе и чем живут её ученики, серьезно взяться за Снегирёва. Она хотела, чтобы его исключили из школы, потому что если бы только разоблачили «ТОТР», то тень подозрений легла бы и на нее как на вожатую, ведь она руководитель, а значит могла способствовать, а может даже и спровоцировать появление такого общества.

 

4. В 1956 году состоялся XX съезд партии, на котором был разоблачён «культ личности» Сталина и впервые начали говорить о его ошибках и перегибах (если «перегибом» можно назвать миллионы невинно убитых и замученных людей). Этот Съезд ознаменовал начало либерального течения в советской политике и постепенной демократизации общества (упал «железный занавес»). С этого момента общество разделилось на приверженцев сталинизма (в фильме эта вожатая  Лидия Михайловна, Валерий и его мать) и либералов (вожатый – производственник Руденко). 



Правильные ответы к конкурсу «Исторический кинолабиринт. Фильм «Друг мой, Колька!..»»

 

Средний уровень

 

1. Кто входил в «Тайное общество троечников»? Почему состав общества не соответствовал его названию?

 

В «ТОТР» входили Колька Снегирев, Маша Канарейкина, Юра Устинов и Федя Дранкин. Целью общества провозглашалась месть зубрилам и выскочкам, потому что ребята считали, что они подлизы и трусы, которые не могут быть искренними и ради оценок и мест в совете дружины готовы соглашаться со всем, на что им укажут. Но фактически участники общества пытались делать реально полезные дела: пилить дрова старикам, чинить качели в детском саду и т.д. Скорее всего, они пытались подражать очень популярному в то время литературному герою – Тимуру, который со своими товарищами тайно помогал семьям военных. Поэтому кроме самого Кольки у остальных членов общества плохих оценок не было, и это не играло никакой роли. Можно предположить, что Колька как лидер просто навязал остальным свое отношение к отличникам, имея в виду только определенных людей. Но дела ребят были хаотичны, плохо продуманы, а иногда и просто опасны. В случае с «испытанием храбрости» они выглядят просто хулиганами. А тайным общество было потому, что ребятам хотелось романтики и приключений.

 

2. Приведите примеры (поступки, действия и конкретные фразы), которые доказывают, что работа в пионерской организации ведется старшей пионервожатой Лидией Михайловной формально, «для галочки».

 

а) работа ведется по шаблону (есть «папочка с планом», темы сборов повторяются, а сообщения делаются по заранее заготовленному тексту);
б) дисциплина на сборах сохраняется только благодаря самой Лидии Михайловне, которая угрожает двойками, директором, может кричать и стучать по столу. В ее отсутствие в классе сразу начинается хаос и разброд, так как ребятам не интересно;
в) во время сообщений ученики скучают и развлекаются, как могут: спички на ресницы, коробок на сиденье, стрельба из резиночки и пр.;
г) никто добровольно не хочет ни выступать, ни обсуждать, так как примеры ребятам неинтересны, никак не касаются их проблем и реальной жизни, и обсуждать, собственно, нечего;
д) в отдельных фразах пионервожатой четко улавливается формальное отношение к работе:
«Наше дело не обсуждать, а выполнять», «В райкоме одобрили – полезное начинание», «За пять лет так надоест…», «…оживлять работу по ступенькам…»
е) она прогоняет Кольку со стройки тогда, когда он впервые сделал по-настоящему трудный для себя выбор в пользу общего дела только потому, что у него двойки и так положено.

 

3. В фильме главному герою приходится делать выбор между двумя группами сверстников. Определите эти группы (как бы вы их назвали?) и их состав.

 

Первая группа – это его друзья в классе: Юра Устинов, Маша Канарейкина, до определенного момента Федя Дранкин и все ребята, которые ему сочувствовали и по возможности защищали.
Вторая группа – это уличная команда Исаева, где наиболее запоминающейся фигурой кроме него является Пимен.
Названия оцениваются по точности соответствия и образности.

 

4. Что связывает Снегирева с компанией Исаева?

 

Исаеву Снегирев должен деньги, которые были нужны для покупки голубей. Кроме того Кольку подкупает возможность говорить и вести себя как хочется. Это представляется ему образцом свободного существования. О том, что и сам Исаев зависим, Колька узнает много позже.

 

Старший уровень

 

1. Назовите законы и правила общения внутри группы Исаева. Кто и как помогает Кольке и всем остальным осознать смысл этих правил?

 

Прежде всего, в этой группе действуют законы силы (эпизод, когда Пимен уличает Исаева в нечестной игре, но получает удар и замолкает). Сильный прав всегда, он может унижать тех, кто слабее. 

 

Издевки, насмешки, замена имен кличками считаются нормальными. Главной целью является получение удовольствий от праздного времяпровождения (посещение стадиона, игра на деньги и т.д.). Знания не приветствуются, либо они рассматриваются как привилегия избранных: Исаев козыряет знакомством с зарубежной литературой (знает о Хемингуэе), а Пимен ничего не слышал о летописце, т.е. элементарно не образован.

 

Сергей Руденко точными вопросами при разговоре с Пименом делает эти «законы стаи» очевидными для всех и развенчивает их ироничными замечаниями («...имя - и то потерял…», «…на свист откликаешься…»). Он насмешливо советует Снегиреву «дать как следует» Маше, чтобы она вернула портфель. Он дает (прежде всего Кольке!) возможность посмотреть на эти взаимоотношения со стороны, увидеть их настоящий смысл. И только после всего этого он «отступается», «отстраняется» для самого главного – дать Кольке время для  обдумывания, чтобы принять решение самостоятельно, сделать СВОБОДНЫЙ выбор. В самой кульминационной точке, поняв, что решение принято, но у парня не хватает решимости открыто его высказать, Руденко помогает ему, просто отобрав портфель и вернув к общему делу. Это достойная позиция взрослого человека, который, следуя незаметно и неотрывно, появляется в самый необходимый момент колебаний и сомнений ребенка, чтобы помочь сделать шаг в нужном направлении.

 

2. Можно ли объединить вожатую Лидию Михайловну, Валерия, его маму и некоторых членов Совета дружины в одну группу? Почему? Как бы вы назвали эту группу?

 

Перечисленных киногероев можно объединить в группу людей, связанных с тоталитарной системой, являющихся ее частью и представляющих ее интересы. Их можно назвать «опорой существующего государственного строя».

 

Во-первых, они обличены полномочиями, и нисколько не сомневаются в своем праве указывать и руководить. Они прекрасно знают, какими способами и по каким правилам можно стать успешными.

 

Во-вторых, политико-идеологические принципы и ценности для них являются более важными и имеют приоритет над общечеловеческими.

 

В-третьих, они испытывают страх перед ответственностью за ошибки, которые могут привести к потери контроля над остальными и лишат возможности манипулировать чужими мыслями и действиями. Страх этот является результатом личного опыта взрослых, и глубокой, почти подсознательной памяти у подростков.

 

Именно поэтому они привержены букве и форме, предписанию и инструкции. Именно поэтому их пугает все живое, яркое, искреннее и непредсказуемое, даже если оно не противоречит основным идеологическим лозунгам. Этими же причинами можно объяснить их бестактность, душевную глухоту и категоричность вплоть до жестокости.

 

3. Объясните на основании реальных исторических фактов тот страх, который испытывают некоторые герои при упоминании о тайных молодежных организациях.

 

Для получения максимального балла необходимо указать исторические, литературные или другие достоверные источники.

 

Коротко: в период Великой Отечественной войны произошло ослабление тоталитарной сталинской системы, ослаб идеологический контроль над умами молодежи, и в результате возникли молодежные группы, в рамках которых старшеклассники и студенты самостоятельно начали изучать поэтическую, художественную, политическую и философскую литературу. Классиков марксизма они читали без купюр, реальную ситуацию в стране  оценивали по здравому смыслу, поэтому участники некоторых групп перешли от общекультурных дискуссий к политическим и создали организации, целью которых была борьба с существующим партийным руководством, ответственным за ошибки и искривления в деле строительства коммунизма. По мнению этих ребят то, что сталинское руководство называло «социализмом» в СССР, на деле ничего общего не имело с тем, о чем писали классики. Система жестоко расправилась с ними, несмотря на то, что эти молодые люди были искренне преданы идее социализма и коммунизма. С 1946 года по стране прокатились процессы по делам молодежных групп в городах Челябинске, Москве, Воронеже, Свердловске и многих других. 

 

4. В фильме по сути отражены два основных направления развития послевоенного советского общества, которые противоречат друг другу. Что это за направления, и после какого важного события в истории СССР стало возможно открыто говорить об их наличии и противостоянии?

 

Коротко, эти направления:
а) «демократический импульс» войны, направленный на демократическое обновление советской системы;
б) усиление тоталитарной системы за счет нового витка массовых репрессий. (смысловое содержание этих направлений должно быть раскрыто более широко).

 

В этом противостоянии переломным был 1956 год, когда после XX съезда КПСС начался период «оттепели», были сделаны шаги по реформированию политической системы и было заявлено о недопустимости и невозможности применения прямого насилия над политическим инакомыслием.

 

Общие вопросы 

 

1. Какими способами Руденко смог найти правильный подход лично к Кольке и помочь ему разобраться в себе и в окружающих? 

 

Для получения максимального балла см. дополнение к заданию 1. старшего уровня.

 

Прежде всего, Сергей Руденко сумел убедить всех в искренней заинтересованности своего общения с ребятами подшефной школы. Он предложил им реальное интересное и полезное дело. Его слово никогда не расходилось с его делами. Он привнес в тягомотные формальные будни школы тот жизненный азарт и веселую энергию, которые прекрасно отражались в девизе «В нашем деле главное – зажигание!». Кольку Снегирева это все не могло оставить равнодушным, потому что именно таким был и его личный душевный настрой. Но мальчик не мог согласиться с тем, что кто-то оказался сильнее и привлекательнее его в этих стремлениях и «переманил» друзей. Кроме всего прочего, Колька по опыту общения с пионервожатой имел все основания подозревать Руденко, если не в формальном стремлении в очередной раз высказать очередное надоевшее нравоучение, то уж в простом праздном любопытстве, – это точно. Поэтому он сначала ведет себя недоверчиво, насмешливо и не желает вступать в откровенный разговор. Удивительно, что не имеющий никакого педагогического образования Сергей все эти нюансы прекрасно понимает. Он находит единственно правильный подход к мальчику – просит помочь при починке машины и почти «привязывает» Кольку к детали, которую тот вынужден держать столько времени, сколько нужно Руденко для разговора. Начало было положено, а в дальнейшем Снегирев убедился в том, что приобрел настоящего старшего друга, который верит в него, радуется его успехам и использует все возможности, чтобы защитить его, не считаясь ни с производственными трудностями, ни с неизбежной потерей времени (он убеждает товарищей в необходимости освободить его от рейса, разыскивает и приглашает на педсовет другого вожатого, чей опыт оказывает решающее воздействие на настроение учителей).

 

2. Почему вожатый-производственник Сергей Руденко смог стать для ребят класса настоящим другом и наставником? Обоснуйте примерами из фильма.

 

а) Руденко предложил ребятам по-настоящему интересное, живое дело: изучать мотор и вождение машины, строить гараж, отправиться летом в поездку в Крым, а затем новое решение – помогать летом колхозникам.

б) Вместе с ребятами придумал замечательный девиз: «В нашем деле главное – зажигание !»

в) Всей душой верил Кольке Снегиреву и, не жалея ни сил, ни времени, боролся за него. Своим подопечным он показал, как нужно отстаивать дружбу и справедливость.

 

3. Какие черты характера Кольки Снегирева вам нравятся? В каких эпизодах фильма они проявляются?

 

а) Он искренний, не боится говорить правду, хотя это грозит ему неприятностями. В эпизоде с угнанным грузовиком он ведет себя по-настоящему мужественно. 

б) Он активный, ищет реальных интересных дел, которые были бы полезны.

в) Он стремится к лидерству и обладает необходимыми качествами: самостоятельностью суждений, умением убеждать и вести за собой, а также способностью отстаивать свои позиции.

г) Он гордый, у него обостренное чувство собственного достоинства: эпизод с деньгами, которые предлагает ему Маша, а особенно с вручением ботинок от родительского комитета.

д) Он стремится к свободе и независимости, что проявляется в увлечении голубями, которые символизируют свободу полета (кстати – очень распространенное увлечение того времени, что очень показательно).

 

4. Что в характере Кольки нужно совершенствовать, от чего нужно отказаться? Обоснуйте примерами из фильма.

 

а) Отказаться нужно от демонстративно вызывающего поведения (передразнивает женщину за стеклом витрины, может позволить себе есть на уроке, дерзко просит прикурить взрослого незнакомого мужчину).

б) Еще было бы неплохо отказаться от вспыльчивости и излишнего самолюбия как в случае с друзьями, на которых он разозлился за их интерес к предложению Сергея Руденко. Конечно, ему не понравилось именно то, что кто-то для его друзей оказался более авторитетным и привлекательным, чем он сам, и что все произошло в его отсутствие. Но в своем возмущении он не вспомнил, что по своей воле ушел со сбора, и ребята просто не могли с ним все обсудить.

в) Совершенствовать ему нужно самого себя как личность. Ему нужно научиться многому, но прежде всего - отличать глупую удаль от настоящей храбрости, мнимое добро от истинного, видеть зло, которое прикрывается красивыми словами. Главное – научиться разбираться в людях, чтобы не зависеть от чужой недоброй воли.

 

5. Кого из ребят и взрослых можно назвать настоящими друзьями Кольки Снегирева? Почему?

 

Из числа ребят можно назвать Машу Канарейкину, Юру Устинова и всех одноклассников, которые поддержали Кольку в трудный момент, впервые продемонстрировав  массовое неподчинение, протестуя против несправедливости. Из числа взрослых кроме Сергея Руденко можно назвать  классную руководительницу, директора школы и большинство учителей, которые не верят обвинениям Лидии Михайловны, не могут согласиться с тем политически подтекстом, который она усматривает в поведении Снегирева. А вот кем приходится Кольке Федя Дранкин? Это особая тема обсуждения, потому что поведение Дранкина – это калька с массового поведения людей в условиях политического и идеологического давления, когда страх пойти против официальных общепринятых норм оказывается сильнее чувства товарищества, и желание оставаться незаметными, «не высовываться» подавляет чувство справедливости, ведет к предательству и лишает достоинства и уважения.

 

Горбунова М.А.


Диплом победителя

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом III степени

Благодарность

Благодарность

АРХИВ КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Друг мой, Колька!..» (13.01.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Служили два товарища» (07.05.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Коммунист» (24.12.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Завтра была война» (07.04.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Горячий снег» (16.06.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Подранки» (20.12.2015)

Яндекс.Метрика