Путин Владимир

6/26/2018

Внутренняя политика

Была сформирована система вертикали власти, Указом Президента от 13 мая 2000 года создан институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (количество полпредов – по количеству федеральных округов РФ). В сентябре 2004 года были временно отменены выборы губернаторов (возвращены в 2012 году) – для лучшей управляемости регионов в условиях построения вертикали власти.

В 2001 году образована пропрезидентская партия «Единая Россия», получившая на выборах 2003 года большинство мест в Госдуме. Также в этот период президентства Путин уделяет много внимания борьбе с сепаратизмом в регионах и терроризмом (контртеррористическая операция на Северном Кавказе 7 августа 1999 – 16 апреля 2009 года).

В 2006 году была выдвинута концепция «суверенной демократии». Заместитель главы Администрации президента описал ее так: «Наша российская модель демократии называется “суверенной демократией”. Мы строим открытое общество, не забывая о том, что мы свободны... Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне».

Владимир Путин активно выступает за реализацию мер по развитию агропромышленного комплекса, ведет работу по оказанию поддержки учителям, военнослужащим, медикам. 1 января 2004 года был основан Стабилизационный фонд РФ, призванный обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

В день вступления в третий раз в должность Президента РФ в 2012 году Владимир Путин подписал так называемые майские указы – 11 указов, направленных на решение наиболее значимых для граждан проблем: улучшение жилищных условий, в том числе многодетных семей и тех, кто живет в аварийных домах; увеличение заработной платы бюджетников при одновременном повышении качества медицинских, образовательных и социальных услуг; совершенствование работы органов власти и организаций, предоставляющих муниципальные и государственные услуги. Также указы коснулись вопросов развития Вооруженных сил РФ, обеспечения межнационального согласия, реализации демографической политики.

Внешняя политика

В июне 2000 года Владимир Путин президентским указом утвердил «Концепцию внешней политики Российской Федерации». Этот документ в качестве целей внешней политики РФ объявлял обеспечение надежной безопасности России, участие ее в глобальных геополитических процессах для формирования справедливого, стабильного и демократического миропорядка, создание по периметру российских границ пояса добрососедства, защиту интересов и прав российских граждан за рубежом, содействие позитивному восприятию России в мире и т. д.

В 2000–2007 годах Владимир Путин принимал участие в саммитах «Большой восьмерки». По причине воссоединения Крыма с Россией в результате народного референдума в Крыму в начале 2014 года западные страны приняли решение о возвращении к формату «Большой семерки», без участия России.

В 2004 году Путин способствовал началу процесса демаркации российско-китайской границы в спорном регионе по центру реки Амур. В ходе своей поездки в Китай Владимир Путин положил начало дальнейшему плодотворному сотрудничеству России и Китая.

10 февраля 2007 года Владимир Путин выступил на Мюнхенской конференции по политике безопасности. Речь Путина вызвала широкий резонанс в политических кругах России и Запада. Ключевыми моментами заявления стало следующее:

  • Неприемлемость в современных международных отношениях существующей однополярной модели мирового устройства (навязывание США своей политики большинству государств в мире).

  • Решение о военном вмешательстве имеет право принимать только ООН.

  • США ведут слишком агрессивную политику.

  • НАТО не соблюдает международные договоренности и продолжает расширяться на Восток, хотя заверяет в обратном.

  • ОБСЕ превратилась в выгодный для НАТО инструмент и перестала быть гарантом безопасности в Европе.

  • Россия будет проводить внешнюю политику исходя исключительно из собственных интересов, как и тысячу лет назад.

Несмотря на протесты России, приостановить американские планы развертывания противоракетной обороны (ПРО) неподалеку от границ России в последующие годы не удалось. В качестве ответной меры в конце зимы 2012 года в Калининградской области начались приготовления к размещению там ракетных комплексов «Искандер» 9К720, оснащенных баллистическими ракетами малого радиуса действия. Также ухудшению российско-американских отношений способствовали вторжение войск США в Ирак в 2003 году, военная интервенция стран Запада в Ливии, санкционированная СБ ООН в марте 2011 года.

С 2001 по 2014 год на территории постсоветского пространства существовало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения ее участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также для осуществления иных задач, направленных на углубленную интеграцию в экономической и гуманитарной областях. В состав ЕврАзЭС входили Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан (с 2006 по 2008 год). ЕврАзЭС было упразднено в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), призванного еще больше углубить интеграцию стран-участниц в экономической и гуманитарной областях. В 2016 году ЕАЭС был переименован в ЕврАзЭС.

В 2008–2010 годах Россия переживала финансово-экономический кризис, бывший частью мирового финансового кризиса. В этот период Владимир Путин занимал должность Председателя Правительства РФ и с 2009 года начал выступать за более тесную интеграцию в области экономики с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Вследствие этого был создан Таможенный союз ЕврАзЭС в составе Белоруссии, России и Казахстана, который стал базой для создания Евразийского союза (ЕАС), членами которого с 2015 года являются Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения.

В 1998 году Россия вошла в состав Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), будучи заинтересованной в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в которых особенную роль играют Дальний Восток и Сибирь. Прежде всего Россию интересуют транспортная и энергетическая области. С 1999 года в ежегодных саммитах АТЭС регулярно принимает участие Президент РФ. В свою очередь, представители российских ведомств принимают участие в отраслевых министерских встречах (по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, малого и среднего предпринимательства, транспорта, науки и технологий, рыболовства, сельского хозяйства и др.) и заседаниях профильных органов АТЭС. В 2012 году в России проходил саммит АТЭС, на котором Россия впервые председательствовала. Результатами председательства стало:

  • Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция.

  • Укрепление продовольственной безопасности.

  • Создание надежных транспортно-логистических цепочек.

  • Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту.

По состоянию на 2016 год Россия в рамках работы АТЭС приняла участие в подготовке трех глав исследования, посвященного формированию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Результатами участия стало: признание необходимости налаживания сотрудничества в процессе формирования АТЗСТ с региональными экономическими блоками, такими как ЕАЭС, АСЕАН, Тихоокеанский альянс; включение вопросов транспарентности, электронной торговли и государственных закупок в третью главу; закрепление за ЕАЭС статуса регионального интеграционного объединения как одного из источников лучших практик для формирования АТЗСТ.

В 2016 году экономиками АТЭС была подтверждена готовность оказывать содействие и поддержку многосторонней торговой системе. Ключевой задачей в данном направлении является скорейшая ратификация Соглашения по упрощению процедур торговли (СУПТ) всеми экономиками – членами АТЭС. Россия также ратифицировала Соглашение (став 13-й экономикой АТЭС и 77-м членом ВТО, ратифицировавшим Соглашение). В 2016 году Россия предложила концепцию «Электронной экономики» (E-Еconomy), отражающую стратегические интересы России и балансирующую между противоположными концепциями «Цифровой экономики» США и «Интернет-экономики» Китая.

С точки зрения России, спектр областей, требующих выработки экономиками АТЭС совместных решений, охватывает регулирование массивов электронных данных, в том числе вопросы защиты конфиденциальных данных, создание правовых и административных условий для расширения трансграничного экономического сотрудничества в области электронной торговли товарами и услугами, принятие мер для повышения доверия населения к электронному пространству. По состоянию на конец 2016 года в России были снижены пошлины до 5 % и ниже на все товарные позиции из перечня экологических товаров, кроме одной.

По инициативе России в рамках форума «Женщины и экономика» успешно прошел конкурс среди женщин-предпринимателей – APEC BEST AWARD. Конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР, которая в 2016 году прошла во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в пятый раз, является важнейшим достижением России в работе АТЭС. В том же году Россия выступила с предложением о создании Целевой научной группы АТЭС по стихийным бедствиям. В 2016 году экономики АТЭС продолжили работу, направленную на реализацию дорожной карты по выполнению инициативы Healthy Asia Pacific 2020. Россия участвовала в разработке как самой инициативы, так и дорожной карты по ее реализации и поддержала проекты экономик АТЭС в сфере обеспечения равного доступа населения к медицинской помощи, а также в сфере профилактики и контроля инфекционных заболеваний, включая вопросы антимикробной резистентности и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.

В 2016 году Россия выступила в АТЭС с инициативой о развитии сотрудничества в области государственных закупок, что привело к формированию следующего перечня возможных линий взаимодействия:

  • Использование современных электронных технологий в осуществлении закупок.

  • Антикоррупционная деятельность и механизмы контроля и надзора в сфере регулирования госзаказа.

  • Организация процесса закупок: выявление новых методов и процедур.

  • Управление рисками на всех стадиях закупочного цикла.

  • И т. д.

2017 год стал чрезвычайно плодотворным для работы России в АТЭС. Экономиками АТЭС были одобрены российские инициативы по развитию удаленных территорий и сотрудничеству в области инноваций. Кроме того, представители России активно участвовали в дискуссиях по ключевым для АТЭС вопросам развития цифровой экономики и электронной торговли, формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли и содержания повестки форума после 2020 года. Сохранили свою важность и такие направления работы России в АТЭС, как развитие человеческих ресурсов, увеличение экономической активности женщин, совершенствование конкурентной среды в области государственных закупок.

Наконец, в 2017 году финансирование АТЭС получили сразу четыре российских проекта – самый большой показатель за последние несколько лет. Среди них:

  • Проект Минкомсвязи России по созданию системы мониторинга землетрясений и наводнений на основе использования Интернета вещей.

  • Проект Минэкономразвития России по поддержке высокотехнологичных компаний-лидеров.

  • Проект Роспатента по коммерциализации интеллектуальной собственности для МСП.

  • Проект Ростуризма по перспективам устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС.

В составе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ – организация, целями которой являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам), объединяющей Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Россию, Россия регулярно принимает участие в совместных учениях спецподразделений стран – членов ОДКБ. В 2005 году создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ (КСОПН), в рамках которого функционируют три рабочие группы: по координации оперативно-розыскной деятельности, по обмену информационными ресурсами и по подготовке кадров. 

16 ноября 2006 года на базе МПА СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ), являющаяся органом межпарламентского сотрудничества Организации. В ходе 18-го заседания КСОПН ОДКБ (ноябрь 2016 года) председателем Координационного совета был избран Статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел России И. Н. Зубов. С 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН.

18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 года в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии ГА ООН в ноябре 2016 года принята резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, в которой ОДКБ рассматривается как организация, способная дать адекватный ответ на широкий спектр вызовов и угроз в зоне своей ответственности. Поддерживаются продуктивные контакты с другими ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. В октябре 2007 года созданы Коллективные миротворческие силы ОДКБ.

Для отработки практических навыков проведения миротворческих операций регулярно проводятся учения «Нерушимое братство». Очередные учения состоялись 14–20 октября 2017 года в Казахстане по теме «Подготовка и ведение операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности».

В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам вооружения и спецтехники, оказания военно-технической помощи государствам – членам ОДКБ, организована совместная подготовка военных кадров. С 2006 года работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. В декабре 2014 года принято решение о том, что ее будет возглавлять заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозин.

В результате субрегиональной антинаркотической операции «Канал-Волжский рубеж», проведенной с 9 по 13 октября 2017 года органами внутренних дел и антинаркотическими органами (подразделениями) государств – членов ОДКБ с международным координационным штабом по проведению операции на базе МВД России по Саратовской области (г. Саратов), из незаконного оборота изъято более 4 тонн наркотиков, из них около 2 тонн опия, более 1 тонны гашиша, более 480 кг марихуаны, около 200 кг героина, более 17 кг наркотических средств синтетического ряда. Выявлено около 500 наркопреступлений, возбуждено около 4 тысяч уголовных дел. Изъято 93 единицы огнестрельного оружия, около 2 тысяч боеприпасов, материальных ценностей на сумму более 104 тысяч долларов США.

12–15 сентября 2017 года в России проведены очередные учения спецподразделений антинаркотических служб государств – членов ОДКБ «Гром-2017» по теме «Проведение совместных мероприятий (операций) по пресечению деятельности транснациональных вооруженных преступных сообществ (организаций), перекрытию каналов контрабанды наркотиков, оружия, взрывчатых веществ на территорию одного из государств – членов ОДКБ». 

В целом можно говорить о наличии на постсоветском пространстве специфических взаимно привилегированных режимов многостороннего взаимодействия. Часть этих режимов была унаследована из советского периода, часть – создана специально для новых реалий.

Из-за государственного переворота на Украине в феврале 2014 года, случившегося при поддержке США и их сторонников и который Россия осудила, воссоединения Крыма с Россией, а также начавшегося на Украине внутреннего конфликта США и другие страны блока НАТО приняли решение перейти к санкционной политике по отношению к России. Россия, в свою очередь, прибегла к ответным санкциям. 

24 октября 2014 года Владимир Путин выступил на встрече с журналистами, политологами и участниками дискуссионного клуба «Валдай». Программное заявление, сделанное президентом Путиным, политологи сравнили по степени важности с Мюнхенской речью 2007 года. Суть заявления сводилась к обвинению Запада в разжигании войны на Украине, которая стала возможной из-за спонсированного западными странами государственного переворота на Украине. Также Путин обозначил ответственность американской администрации за развал глобальной системы безопасности и диктаторскую политику на международной арене.

Реформы Путина

Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ от 25 декабря 2000 года, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000 года) утвержден действующий бело-сине-красный флаг размером 2:3, ранее определенный указом Б. Н. Ельцина «О Государственном флаге РФ» в 1993 году.

Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» (№ 2-ФКЗ от 25 декабря 2000 года, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000 года) утвержден действующий с 1993 года герб (золотой двуглавый орел на красном щите, увенчанный тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, с всадником, поражающим дракона, на красном щите на груди), утвержденный указом Б. Н. Ельцина в 1993 году.

Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» (№ 3-ФКЗ от 25 декабря 2000 года, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000 года) в качестве мелодии гимна утверждена музыка А. В. Александрова (гимн СССР). Слова гимна должны быть внесены в текст закона в будущем. Указом Президента РФ от 30 декабря 2000 года утвержден текст гимна, написанный Сергеем Михалковым.

Была реформирована антикоррупционная система в России. В целях борьбы с коррупцией в России, в 2003 году указом президента был образован Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией. В качестве приоритетов в борьбе с коррупцией Путин отметил необходимость в налаживании постоянной и системной антикоррупционной экспертизы законодательства, активной работе по анализу деятельности федеральных, региональных и местных органов власти, оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткую регламентацию прав и обязанностей чиновников, разработку эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью. В 2006 году Россия вошла в Группу стран против коррупции, это означало в том числе и уголовную ответственность за коррупцию. В 2012 году президент Путин подписал закон, обязывающий госчиновников отчитываться о своих доходах. В 2013 году Государственная дума РФ приняла внесенный президентом закон, который запрещает чиновникам, депутатам, судьям и сотрудникам силовых структур иметь банковские счета и финансовые активы за границей. Заграничная недвижимость должна быть обязательно задекларирована. 

Владимир Путин провел судебную реформу: подписаны законы «О статусе судей в РФ», «О судебной системе РФ», «О Конституционном суде РФ», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»; в 2001 году подписан новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в 2002 – Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ; в 2007 году подписан закон о создании Следственного комитета при прокуратуре, который впоследствии был выделен в самостоятельное федеральное ведомство.

В области экономики: в 2000-х годах проведена налоговая реформа, которая заключалась, в частности, в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилении значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, упрощении налогообложения малого бизнеса, улучшении налогового администрирования. В мае 2003 года президент подписал Таможенный кодекс Российской федерации, основанный, в частности, на сочетании интересов бизнес-сообщества и государства; в 2002 году начала осуществляться пенсионная реформа в России, в 2009 году Путин выразил надежду, что эта реформа избавит от необходимости повышения пенсионного возраста в России; в 2000-е годы проводилась реформа социальных льгот, известная как монетизация льгот; в 2001 году Путин подписал Земельный кодекс РФ, которым земля и все, что на ней находится, признается единым целым и приватизировать можно только все вместе; в начале 2000-х годов реформирована система военно-технического сотрудничества (ВТС), была введена должность вице-премьера, курирующего вопросы ВТС; проведены различные финансовые реформы, реформы в области электроэнергетики, ЖКХ, железнодорожного транспорта, оборонно-промышленного комплекса и атомной энергетики.

В ходе реформирования силовых структур России проведены:

  • Реформа МВД, ключевыми понятиями которой стали: «доверие населения» и «профилактика». В результате последовали многочисленные кадровые и структурные изменения, ужесточены критерии оценки работы сотрудников, введен максимально полный учет совершаемых преступлений, пожарная охрана передана из МВД в МЧС, МВД переданы функции по регулированию миграции, а также функции налоговой полиции. Во время президентства Д. А. Медведева реформирование МВД продолжилось. В частности, был принят закон «О полиции», который предусматривал переименование ведомства (милиция стала полицией) и усиление общественного контроля над ним. В развитие положений данного закона совершенствовалась система социального обеспечения сотрудников полиции и их семей, устанавливалась обязательность конкурсного порядка отбора кандидатур на замещение отдельных должностей и другие изменения.

  • Реформа спецслужб: охрана государственных границ передана в ведение ФСБ, Федеральная служба налоговой полиции и Федеральное агентство правительственной связи и информации как отдельные структуры ликвидированы. Материальная база ФСНП передана новому Госкомитету по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

  • Военная реформа: реализуется программа по обеспечению военнослужащих жильем, сокращен срок службы в армии по призыву, увеличена доля контрактников, сокращена численность армии, в корне реорганизовано военное управление, введена трехзвенная система управления, оптимизирован офицерский корпус, Генштаб освобожден от ряда дублирующих функций, роль командований видами и родами войск в значительной степени снизилась, многое оказалось в командовании округов; повышена боеспособность, армия перевооружена, регулярно проводятся военные учения, и все это в условиях расширения НАТО и агрессивной политики Запада.

В 2000-х годах проведена административная реформа, включавшая в себя: реформу структуры исполнительной власти, функций государственных органов; создание системы эффективного исполнения государственных функций для обеспечения высоких темпов экономического роста и общественного развития; разграничение полномочий и предметов ведения между муниципальной, региональной и федеральной властями; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и др.

В 2000-е годы реформирована избирательная система в России. Суть этой реформы заключалась в том, чтобы способствовать формированию крупных общенациональных партий и не позволить попасть в парламент мелким партиям и узкопопулярным самовыдвиженцам (перейти от системы выборов в одномандатных округах к пропорциональной избирательной системе). Было упразднено территориальное представительство в Государственной думе, депутатов стали выбирать только по партийным спискам, однако в 2014 году смешанная система выборов в Государственную думу была восстановлена.

В августе 2001 года Владимир Путин утвердил «Концепцию реформирования системы государственной службы Российской Федерации», которая определила реформу государственной службы в России и заложила основы для создания законодательной базы и совершенствования деятельности государственных органов.

9 сентября 2005 года, на первом заседании осенней сессии Государственной думы РФ, Владимир Путин объявил программу приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие агропромышленного комплекса». Названия приоритетных национальных проектов отражают приоритетные направления «инвестиций в человека».

29 мая 2013 года было учреждено звание Героя Труда Российской Федерации, являющееся высшей степенью отличия за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Итоги деятельности Путина

За первые восемь лет президентства Путина произошли глобальные позитивные перемены во внутренней и внешней политике. Большая часть населения многократно выказывала симпатии и доверие президенту, а также его политическому курсу и вновь подтвердила это доверие на последних президентских выборах в марте 2018 года.

Основным итогом этого периода можно назвать обеспечение стабильности экономики страны, учитывая то, в каком плачевном состоянии она пребывала к моменту вступления Путина в должность Президента РФ в 2000 году. Было накоплено значительное количество золотовалютных резервов, обеспечено существование Стабилизационного фонда, ряд бывших в упадке отраслей экономики стали развиваться. Укрепляется и развивается аграрный сектор экономики и пищевая промышленность, существенно снижена импортозависимость пищевой продукции. Россия вышла в мировые лидеры по экспорту зерна. В целом наблюдается позитивная динамика в движении к продовольственной независимости России по ключевым продуктовым позициям. Экономика выводится из теневого сектора.

Снижен уровень безработицы и бедности (в конце 1990-х годов почти треть населения страны имела доходы ниже прожиточного минимума, в настоящее время таковых примерно в два раза меньше). Существенно выросла заработная плата сотрудников бюджетной сферы. В целом ведется взвешенная бюджетная политика. Существенно снизился уровень инфляции (22,2 % в 2000-м и 2,5 % в конце 2017 года). Государственный долг снизился в 22,7 раза (в сравнении с долгом по состоянию на 2000 и 2016 год). В 2017 году Россия вышла из двухлетней рецессии, по итогам первых десяти месяцев прирост ВВП составил 1,6 %.

За время пребывания Владимира Путина во главе Российской Федерации на ее территории значительно снизился уровень преступности. Созданы предпосылки для усиленной работы в области социальной политики. Значительно снижен уровень смертности по отношению к рождаемости.

Была сформирована система вертикали власти. Существенно снижен уровень террористической угрозы, бывшей одной из главных проблем и наиболее болезненной темой конца 1990-х – начала 2000-х годов. Поставлен заслон всякому проявлению сепаратизма и национализма, ранее всерьез угрожавших национальному единству и целостности страны.

Развивается IT-сектор, что обусловлено фундаментальной наукой, технической школой, активным ростом внутреннего рынка и достижениями российских компаний на внешних рынках, а также высоким уровнем развития необходимой инфраструктуры.

Представители крупного бизнеса равноудалены от Кремля и СМИ, стали работать в рамках российского законодательства и налоговой политики, что позволяет поддерживать политическую стабильность и предсказуемость, сохранять баланс интересов, в отличие от ситуации в 1990-х годах.

В 2014 году на территории России, в Сочи, прошли XXII Олимпийские зимние игры. Это были вторые Олимпийские игры, которые в своей истории принимала Россия (первые прошли в 1980 году и были летними). Для проведения Олимпиады в Сочи было подготовлено несколько сотен объектов, большая часть из которых представляет собой объекты инфраструктуры, обеспечивающие развитие города как круглогодичного курорта.

Когда в 2014 году Крыму стали прямо угрожать события на Украине (государственный переворот, гражданская война), 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, на котором 96 % избирателей высказались за воссоединение с Россией, чтобы предотвратить наихудший вариант развития событий. 18 марта в Георгиевском зале Кремля Президент РФ обратился к обеим палатам Федерального собрания с просьбой рассмотреть Конституционный закон о принятии в состав Российской Федерации двух новых субъектов: Республики Крым и города Севастополя. Договор о вхождении Крыма в состав России был подписан сразу после произнесения речи. Это событие случилось вследствие государственного переворота на Украине.

Россия с 2015 года в течение двух лет вела успешную военную операцию в Сирии на стороне правительственных войск и проправительственных военизированных формирований в ходе гражданской войны в Сирийской Арабской Республике. Операция проводилась в связи с официальной просьбой президента Сирии Башара Асада об оказании военной помощи.  При поддержке России, благодаря мужеству и героизму российских военнослужащих, в Сирии была остановлена территориальная экспансия террористических группировок, нанесен колоссальный урон инфраструктуре, экономической базе, живой силе и технике террористов.

Укреплена обороноспособность России, повышен уровень подготовки и качество армии, которая перевооружена. Продолжает вестись модернизация и разработка нового вооружения. Регулярно проводятся военные учения.

Важным аспектом деятельности Путина в должности президента явилась разработка космической программы, рассчитанной до 2030 года.

В августе 2017 года Россия погасила последний внешний долг Советского Союза. В 1994 году внешний долг составлял 104,507 миллиарда долларов.

Имидж России за рубежом продолжает укрепляться, внешняя политика стала более жесткой и определенной.

Личность Путина

Владимир Путин родился в Ленинграде. Он вспоминал: «Я из простой семьи, и я жил очень долго этой жизнью, практически всю свою сознательную жизнь. Я жил как рядовой нормальный человек, и у меня всегда сохраняется эта связь». Мать Путина, Мария Ивановна Шеломова, будучи человеком мягким и доброжелательным, не одобряла занятия сына дзюдо, пока тренер не поделился с его родителями достижениями молодого спортсмена. Отец Путина, Владимир Спиридонович, – ветеран Великой Отечественной войны. Школьная учительница Владимира Владимировича вспоминала, что у него была очень хорошая память и гибкий ум. В шестом классе Путин стал председателем совета пионерского отряда.

В 1975 году Владимир Путин окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета, а затем московскую Высшую школу КГБ № 1. Несколько лет Владимир Путин работал в Первом главном управлении КГБ СССР, отвечавшем за внешнюю разведку. В 1985–1990 годах Владимир Владимирович после специальной подготовки работал в ГДР. По выслуге лет был повышен до звания подполковника, в 1989 году был награжден медалью «За выдающиеся заслуги перед Национальной народной армией ГДР».

Вернувшись в Ленинград в 1990 году, Владимир Путин работал помощником ректора ЛГУ по международным вопросам, затем стал советником председателя Ленинградского городского совета, с июня 1991 года работал председателем Комитета по внешним связям мэрии Петербурга и одновременно (с 1994 года) – первым заместителем председателя правительства Петербурга. Вскоре после начала работы в мэрии Ленинграда Путин уволился из органов КГБ.

После переезда с семьей в Москву в 1996 году он стал (в 1997-м) заместителем руководителя Администрации Президента РФ, начальником Главного контрольного управления Президента РФ. В том же году Владимир Владимирович защитил кандидатскую диссертацию по экономике. В июле 1998 года Путин был назначен на должность директора ФСБ РФ и одновременно (в марте 1999-го) на должность секретаря Совета безопасности РФ. В августе 1999 года Владимир Владимирович по предложению Президента РФ Ельцина занял пост премьер-министра РФ. Сам Путин вспоминал, что воспринимал работу на этой должности как почетную и интересную. 31 декабря 1999 года, опять же по предложению Ельцина, Владимир Путин принял обязанности исполняющего обязанности Президента РФ.

Владимир Путин, избранный 26 марта 2000 года Президентом РФ, заявил: «У нас общие цели, мы хотим, чтобы наша Россия была свободной, процветающей, богатой, сильной, цивилизованной страной, страной, которой гордятся ее граждане и которую уважают в мире». Фактически к этим целям Владимир Владимирович Путин и продолжает вести страну.

Теги: