Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали

7/16/2019

16 июля 1819 года из Кронштадта к берегам Антарктиды отправилась первая русская антарктическая экспедиция

В истории мировых географических открытий навсегда зафиксирован день 26 (16 ст.ст.) января 1820 года — дата открытия Антарктиды, последнего, шестого земного континента. Слава антарктических первооткрывателей закреплена за русскими моряками: экипажами шлюпов «Восток» и «Мирный» и их командирами, капитаном второго ранга Фаддеем Беллинсгаузеном и лейтенантом Михаилом Лазаревым.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой Антарктиды зимой 1820 года. Картина художника Михаила Семенова

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой Антарктиды зимой 1820 года. Картина художника Михаила Семенова

Источник: https://commons.wikimedia.org


В ярком свете этой даты зачастую меркнет дата другая, не менее важная для первой русской антарктической экспедиции: 16 (4 ст.ст.) июля 1819 года. Это день, когда «Восток» и «Мирный» подняли якоря и вышли из кронштадтской гавани, чтобы через два года и двадцать дней вернуться в нее, навсегда вписав русских моряков в число великих первооткрывателей.

Где искать Terra Australia Incognita

Успех русской антарктической экспедиции не был случайным: моряки отправлялись на юг именно затем, чтобы поставить точку в тянущемся не первое столетие споре о существовании Неизвестной Южной земли — Terra Australia Incognita. И надо сказать, у наших мореплавателей имелось серьезное теоретическое подтверждение возможности существования этого неизвестного континента. За полвека с лишним до отправки первой русской антарктической экспедиции знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов обосновал возможность существования Неизвестной Южной земли, основываясь на… айсбергах.

Портрет адмирала Фаддея Беллинсгаузена. С литографии Ульриха Штейбаха, 1830-е гг.

Портрет адмирала Фаддея Беллинсгаузена. С литографии Ульриха Штейбаха, 1830-е гг.

Источник: https://commons.wikimedia.org


В трактате 1761 года «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях» Ломоносов утверждал, что наличие «падунов» (то есть, если пользоваться современной терминологией, глетчерных айсбергов) однозначно свидетельствует о расположенных поблизости берегах, от которых отрываются эти ледяные глыбы. И раз в южных высоких широтах таких «падунов» встречается гораздо больше, чем в северных, то можно с полным основанием предположить, что именно там, на юге, и стоит искать Terra Australia Incognita.

Современные научные данные подтверждают блестящие теоретические построения Михаила Ломоносова. Но почти три века назад они выглядели совершенно недоказуемыми, и у ломоносовской теории быстро появились сторонники и противники. В их числе был и англичанин Джеймс Кук, который в 1772-1775 годах совершил свое второе кругосветное плавание в поисках загадочного южного континента с целью его колонизации. По итогам плавания Кук сделал вывод, что если какая-то земля в высоких южных широтах и есть, то она совершенно недосягаема и непригодна для освоения.

Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г.

Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г.

Источник: https://commons.wikimedia.org


Многие русские моряки не разделяли этот вывод британского мореплавателя, соглашаясь с Михаилом Ломоносовым. И когда в начале XIX века, с началом царствования императора Александра I, русский флот приступил к масштабным исследованиям Мирового океана, нашлись энтузиасты, которые выдвинули идею исследования южных приполярных широт. Среди них были и такие знаменитые к тому времени мореплаватели, участники первых русских кругосветных плаваний, как Иван Крузенштерн и Отто фон Коцебу, а также Василий Головнин.

К началу 1819 года стараниями морского министра России Ивана де Траверсе идея отправки экспедиций для пристального исследования южных и северных высоких широт окончательно оформилась и была поддержана на высочайшем уровне. 15 (3 ст.ст.) февраля того же года морской министр от имени Александра I подписал приказ о формировании экспедиции, отправлявшейся в полярные исследования.

Шлюп «Мирный». Реконструкция по историческим и архивным материалам, выполненная художником Михаилом Семеновым

Шлюп «Мирный». Реконструкция по историческим и архивным материалам, выполненная художником Михаилом Семеновым

Источник: https://topwar.ru


Эта экспедиция состояла из двух отрядов, или «дивизий». Одна из них отправлялась вокруг Южной Америки для исследования «Южного океана», как в то время именовались моря вокруг неизвестной Южной земли, а вторая должна была, обогнув Африку и Юго-Восточную Азию и пройдя Беринговым проливом, найти морской путь к северу от Канады. Во вторую «дивизию» вошли корвет «Открытие» под командованием капитан-лейтенанта Михаила Васильева и транспорт «Благонамеренный», которым командовал лейтенант Глеб Шишмарев. А в первую — шлюп «Восток» и транспорт «Ладога», который в то время еще не носил имя «Мирный». Их командирами были назначены капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев.

«Восток» и «Мирный» и их командиры

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен к лету 1819 года имел за спиной классическую карьеру русского военного моряка начала XIX века. В 1797 году он окончил Морской кадетский корпус, в который поступил десятилетним мальчишкой, а в 1803 году стал участником первого русского кругосветного плавания, отправившись туда на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна. Именно Беллинсгаузену досталась честь выполнить все морские и географические карты, вошедшие в итоговый отчет кругосветки. Эти способности опытного гидрографа предопределили ответственное задание, которое молодой капитан-лейтенант получил в начале 1819 года от командующего Черноморским флотом: определить географическое положение всех приметных мест и мысов на Черном море. Но выполнить эту задачу Беллиинсгаузен не успел: его вызвали в Санкт-Петербург и приказали принять командование шлюпом «Восток» и первой «дивизией» полярной экспедиции.

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике «Востока». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 г.

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике «Востока». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 г.

Источник: https://livejournal.com


Опыт кругосветного плавания к 1819 году имел и лейтенант Михаил Лазарев. Причем он, в отличие от Беллинсгаузена, обошел вокруг света не под чьим-то командованием, а сам будучи командиром фрегата «Суворов». Этот корабль принадлежал Русско-американской компании, ставшей инициатором кругосветки, главной целью которой было налаживание регулярного сообщения между Россией и Русской Америкой, прежде всего Аляской. В 1813 году командиром «Суворова» стал 25-летний лейтенант Лазарев, который следующие четыре года провел в океане, успев побывать у берегов Европы, обеих Америк и Австралии, четыре раза пересечь экватор и блестяще выполнить все поручения, данные ему как представителями Русско-американской компании, так и командованием русского военного флота.

Иными словами, судьба первой русской антарктической экспедиции была в руках двух бывалых мореходов, имевших за спиной колоссальный океанский опыт. Именно он, в конечном итоге, и позволил Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву закончить плавание, ни разу не потеряв из виду корабли друг друга. Для того времени это было уникальным достижением: как правило, корабли, отправлявшиеся вокруг света целым отрядом, потом возвращались в родные гавани по одному. И успех русских капитанов был тем больше, если принять во внимание, насколько разными по своим возможностям и мореходным качествам были корабли, которыми им выпало командовать.

Военные пляски Южной Новой Зеландии в заливе Королевы Шарлотты 30 мая 1820 г. Акварель из альбома П. Михайлова

Военные пляски Южной Новой Зеландии в заливе Королевы Шарлотты 30 мая 1820 г. Акварель из альбома П. Михайлова

https://commons.wikimedia.org


Шлюп «Восток», командиром которого назначили Беллинсгаузена, представлял собой небольшой корабль, построенный на Охтинской судоверфи в Санкт-Петербурге по тому же проекту, что и шлюп «Камчатка», на котором в 1817-1819 годах совершил кругосветное плавание Василий Головнин. По мнению руководства Морского министерства, «Камчатка» была идеалом корабля для кругосветного плавания, а потому никакие возражения моряков по поводу пригодности ее систер-шипа «Востока» к антарктическому плаванию в расчет не принимались. Впрочем, если бы их и приняли во внимание, времени на замену корабля уже не было: на всю подготовку к экспедиции отпустили всего пять месяцев. Поэтому Фаддей Беллинсгаузен и 116 человек его команды отправились в экспедицию на шлюпе, который отличался хорошей мореходностью и скоростью, но был тесным, очень чувствительным к условиям плавания, плохо переносил шторма и особенно хождение во льдах.

Транспорт «Ладога», который незадолго до выхода в экспедицию перечислили в военно-морской флот и нарекли «Мирным», куда лучше «Востока» годился для поставленной перед ним задачи. Он с самого начала строился на Олонецкой верфи на Ладоге как ледоходный транспорт и потому от роду обладал многими качествами, необходимыми для плавания в высоких широтах: крепкой конструкцией и невысоким рангоутом, позволяющим легко переносить шторма и не перегружать корабль даже при обмерзании. Так что выбор «Ладоги» для первой «дивизии» был очевиден, и его лишь перевели на достройку в Кронштадт, где оснастили второй обшивкой, обили медью подводную часть, чтобы уменьшить обрастание, и заменили многие сосновые элементы конструкции и управления на более крепкие дубовые. В итоге корабль получился очень устойчивым и прочным, но, увы, далеко не быстроходным. И не раз во время плавания по океанам «Востоку» приходилось брать рифы на своих парусах и уменьшать скорость, чтобы дождаться своего собрата. Зато во время путешествий в непосредственной близости от Антарктиды в полной мере проявлялись ходовые преимущества «Мирного», уверенно чувствовавшего себя там, где нервничал экипаж «Востока».

Шлюп «Восток». Реконструкция по историческим и архивным материалам, выполненная художником Михаилом Семеновым

Шлюп «Восток». Реконструкция по историческим и архивным материалам, выполненная художником Михаилом Семеновым

Источник: https://topwar.ru


Первооткрыватели шестого континента

В инструкциях, полученных экспедицией от императора и морского министра, среди прочего были два очень примечательных пункта. Первый из них требовал от Фаддея Беллинсгаузена открытий «в возможной близости Антарктического полюса», а второй оговаривал, что совершать их надлежит, имея «неусыпное попечение о сохранении здоровья экипажей, что во всякое время и во всех случаях должно быть предметом ревностнейших его стараний».

Оба условия были выполнены полностью. За время экспедиции, продолжавшейся 751 день, «Восток» и «Мирный» провели в море 527, из которых 122 дня плавали южнее 60-й параллели, в том числе 100 дней — во льдах. Российские моряки четырежды достигали берегов Антарктиды, открыли 29 островов, многим из которых дали имена участников экспедиции и русских императоров (земля Александра I, остров Петра I, острова Анненкова, Завадовского, Лескова, Торсона, остров Восток) и сумели составить подробные карты ранее открытых мест, которыми моряки всего мира пользовались еще целый век. Но самое главное, первая русская антарктическая экспедиция открыла ту самую Неизвестную Южную землю. И при этом ухитрилась за два года плавания потерять всего трех матросов, один из которых умер от хронической болезни, а двое сорвались с вантов во время штормов: подобных результатов в то время не демонстрировал никакой другой флот в мире!

Южное сияние. Рисунок с натуры участника экспедиции художника Павла Михайлова

Южное сияние. Рисунок с натуры участника экспедиции художника Павла Михайлова
Источник: https://commons.wikimedia.org

Обложка: https://pinterest.com