ГОЛОСОВАНИЕ. Школьные учебники по истории России. 10 класс
Автор: О. Журавлева, Д. Кузин, Т. Пашкова
Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Учебник подготовлен под редакцией Ганелина Р.Ш.
Презентационный материал представлен издательством.
Основные содержательные и методические особенности
единой линии учебников по курсу «История России»
Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Единая линия учебников Истории России под общей редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина подготовлена авторским коллективом преподавателей и сотрудников высших учебных заведений, и Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга. В состав линии входят следующие учебники:
Учебники для 10 и 11 классов предназначены для изучения как на базовом, так и на углубленном уровне.
Все учебники написаны с учетом современных подходов к изложению и оценке исторических фактов и явлений и с единых методических позиций. Отмечая универсальный характер основных этапов исторического пути, пройденного Россией, авторы учебников, в первую очередь, обращают внимание на особенности развития российской цивилизации, начиная с момента ее возникновения и до наших дней. Значительное место отводится вопросам культуры и социально-исторической психологии, росту самосознания российского общества и сведениям о его повседневной жизни. В качестве своеобразного «одушевления» истории в текст учебников включены сюжеты не только о выдающихся исторических деятелях, но и об обычных людях – типичных представителях своей эпохи. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности школьного образования. В то же время авторы постарались разгрузить содержание учебников от описаний второстепенных событий и фактов.
Необходимо отметить аксиологическую направленность учебников, которая, в частности, заключается в ознакомлении учащихся с традиционными ценностями российского общества, введении развернутых характеристик различных его слоев, системы их взаимоотношений между собой и с властью. При этом авторы стремятся обратить внимание школьников прежде всего на объединяющие российское общество начала, благодаря которым оно всегда оставалось единым в критические моменты своей истории. Воспитанию общероссийского патриотизма и толерантности способствуют также сведения о культуре, религиях и быте народов России, и их совместной борьбе за свободу и независимость. Все это, а также наличие богатого иллюстративного и картографического материала, и фрагментов исторических источников, позволяет учащимся составить целостное представление о жизни в каждую изучаемую историческую эпоху, осознать реалии современности и выработать ценностно-эмоциональное отношение к событиям прошлого и настоящего. В учебниках 10-го и 11-го классов имеются рубрики («Точка зрения», «Давайте обсудим»), расширяющие образовательное пространство старшеклассников. Как правило они содержат материалы историографического характера.
Методический аппарат учебников нацелен на реализацию системно-деятельностной модели обучения, предполагающую не только овладение знаниями, но и формирование у учащихся универсальных и специальных умений. Включенные в методический аппарат разнообразные по форме многоуровневые задания предполагают использование самых современные технологий развивающего обучения, стимулируют и позволяют организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, актуализировать их личный опыт.
Традиционные методические компоненты учебников дополняют сведения о способах выполнения учебных действий (памятки, алгоритмы). Межпредметные (с обществознанием, литературой и др.), внутрипредметные и внутрикурсовые связи придают содержанию учебников системный характер.