Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Ольга Журавлева

Доктор пед. наук, доцент

Историческое образование в начальной школе

Пропедевтический курс отечественной истории в школе:


традиции и необходимость инноваций  


8 апреля 2014 г. в Госдуме РФ прошел круглый стол по теме «Российская историческая традиция: содержание учебника истории». В проект рекомендаций «круглого стола» мы планировали внести  предложение  - вернуться к традиции и разработать учебную программу, учебники самостоятельного  курса (пропедевтического характера)  по отечественной истории   в содержании начального общего образования   (например,  "История моей Родины", " Моя Родина - Россия", " История Отечества"...). Такой предмет призван реализовать огромный воспитательный потенциал школьного исторического образования, создаст основы для системного формирования исторического сознания и мышления обучающихся.  Учебные часы (35 час в год) можно выделить   за счет перераспределения часов курса "Окружающий мир" (целесообразно в 3 классе).


Одно из главных требований эффективности исторического образования в школе – его системность, преемственность, то есть историческое образование должно охватывать не только основную и старшую школы, но и начальную. Тем не менее, при разработке и обсуждении Историко-культурного стандарта не решалась проблема   содержания  исторического образования младших школьников. Соответственно нет и в современном Федеральном перечне учебников книг по пропедевтическому изучению истории  младшими школьниками (за исключением учебника издательства «Вентана-Граф» А.Н. Майкова «История. Введение», но как модуля, рассчитанного на 10-12 часов в начале 5 класса).  


На сегодняшний день в учебном плане начальной школы не существует  самостоятельного пропедевтического, элементарного курса по истории России. Темы «растворены» в курсе «Окружающий мир» (составляют в учебниках около 30 параграфов,  а на учебный год для отдельного предмета достаточно 34 часа), что само по себе, прямо скажем, не логично и, конечно, мало способствует реализации огромного воспитательного потенциала исторического образования. Введенный в 2012 г. курс «Основы религиозных культу и светской этики» также требует определенных исторических знаний. Учителя начальной школы, безусловно, стараются, но широко распространены в преподавании тестовые технологии на запоминание дат, персоналий,  звучат на уроках  и неточные формулировки и ошибочные суждения (так, учительница на уроке добивалась ответа от третьеклассников, в чем же различие прихода к власти царей и большевиков? Оказывается, что большевики «пришли к власти через выборы в Советах», в сентябре 1917г. , а монархи –  по наследству…).


Преподавание истории Родины младшим школьникам имеет давние, глубокие корни в российской исторической традиции: с XVIII века, сначала - для дворянских детей 9-12 лет. После небольшого перерыва во второй половине XIX в. появились учебники и пособия, например,  В. Новаковского,  Я. Гуревича, а курс истории  прочно вошел в программы образовательных учреждений.  В 1872 г. вводится эпизодический курс всеобщей истории в 3-х классах гимназий, в 1890 г. этот курс был заменен элементарным курсом русской истории, предваряя преподавание с 4-го класса систематического курса всеобщей истории.


 Важнейшее значение для методики обучения истории и ныне имеют пособие К.Д. Ушинского «Родное слово», прежде всего его разделы  «Первое знакомство с Родиной», «Из русской истории», которые кроме статей и переложений летописей включали отрывки из исторических сочинений и художественных произведений, а также рекомендации А. Кролюницкого «Опыт методики элементарного курса истории». В 1902 г. Министерство просвещения обязало преподавать в гимназиях элементарный курс истории  с 1-х классов, то есть история изучалась на протяжении всего обучения.


В советское время после нескольких лет существования в школах бесед по родиноведению в  1934 г. Совнарком СССР и  ЦК ВКП (б) приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и был вновь введен  в начальных классах элементарный курс истории - истории СССР.[1]


В 1937 г. на основании результатов конкурса Всесоюзная правительственная комиссия признала лучшим и утвердила  первый советский учебник истории СССР для начальной школы под редакцией А.В. Шестакова. В нем хронологически излагались события от первобытности до «современности» - 30-х гг XX века, хотя и достаточно сложно для данного возраста В 1956 г.  вышел учебник для 4 класса «История СССР» С.П. Алексеева и В.Г. Карцова, с многими иллюстрациями, системой заданий.  Затем, в 1961 г. (по итогам конкурса на лучший учебник по истории для 4-10 классов)  жюри присудило вторую премию Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейну — авторам книги «Рассказы по истории СССР для 4 классов». С 1970 г. в 4 классах преподавать историю впервые начали учителя-историки, а в 1971 г. в школах была введена новая программа эпизодических рассказов из истории СССР и новый стабильный учебник.


Самое опасное видеть в школьном курсе истории и учебнике набор исторических событий, которые надо как-то уложить в памяти, чтобы потом безошибочно  выдать правильный ответ при итоговой аттестации. Опыт изучения истории ориентирует нас на формирование ценностного отношения к прошлому.  Учебник истории в начальной школе тем более должен быть ярким, с обязательным включением заданий по организации работы с текстами, иллюстрациями, позволяющими насытить уроки эмоциональным, увлекательным материалом. «Воспитание, – учил  Ушинский, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека", поэтому главная задача – пробудить интерес к истории Родины, вызвать чувство гордости и восхищения!  А анализ причинно-следственных связей, критическая оценка источников и т.д. и т.п. – всему свое время…






[1] Постановление партии и правительства о школе: Сборник постановлений ЦК за 1931-39 гг. - М., 1939. С. 76.



1 Комментарий

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    Полностью разделяю вашу позицию. Бесспорно, младшие школьники должны знать азы истории своей страны. Именно начальная школа должна закладывать фундамент патриотического воспитания. В то же время, пока будет существовать нынешняя форма ЕГЭ по истории, ни о каких позитивных переменах в образовании не может быть и речи. У меня, складывается ощущение, что одним росчерком пера «невиданные силы» превратили увлекательнейшее путешествие в прошлое, в череду схем, событий, нагромождение разных фактов и дат. Каждый год, работая с первокурсниками, которые сдавали ЕГЭ по истории, сталкиваюсь с потребностью - открывать для них эту науку заново. Очень грустно становится от осознания некого тупика, в который медленно, но верно загоняют российскую школу. Все чаще для учителей главным становится не сложный внутренний мир ребенка, ни его мироощущение, а показатели успешности. Может быть поэтому, уже с начальной школы малышей активно привлекают к участию в разработке проектов, которые громко именуются «научными». Хотелось бы задать вопрос автору этой инновации. Что он вкладывает в понятие науки, и как восьмилетний школьник сможет сформулировать свою гипотезу, если он даже не знаком с азами логического построения научных теорий, я уже не говорю о методологии? И все бы ничего, но зачастую все это ведет к печальным итогам. Вместо гражданина, любящего свою страну, уважительно относящегося к памяти предков, мы получаем самовлюбленного эгоиста для которого цель оправдывает средства. Совсем не давно, во время семинарского занятия с будущими социальными работниками задала вопрос: можно ли с этической точки зрения оправдать поступки тех, кто писал доносы в 1937 г. с корыстной целью - расширения собственной жилплощади. И услышала: «А почему бы нет?». Как говорится, комментарии излишни.
    Мы много может рассуждать о необходимости дальнейшей модернизации школьной системы, но пока школа будет решать исключительно образовательные задачи, ни о каком воспитании гражданина не может быть и речи.
    Понимая значимость последнего, в школах Краснодарского края уже почти 10 лет в учебном плане всех классов, начиная с первого, включен дополнительный предмет Кубановедение, который, в первую очередь направлен на формирования любви к своей земле. На этом фоне было бы весьма логичным ввести в программу начальной школы и знакомство с азами русской истории.


Яндекс.Метрика