Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Алексей Лашков

Кандидат исторических наук, доцент

115-летие со дня рождения Главного маршала авиации А.А. Новикова

ПОЛКОВОДЧЕСКИЙ ТАЛАНТ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ


А.А. НОВИКОВА


(115-летие со дня рождения Главного маршала авиации А.А. Новикова)


 


Современная военная энциклопедия, характеризуя личность полководца, дает ему следующее определение: «Полководец, военный деятель или военачальник, непосредственно руководящий вооружёнными силами государства или крупными воинскими формированиями (стратегическими, оперативно-стратегическими объединениями) во время войны и добившийся высоких результатов в искусстве подготовки и ведения военных действий».


Несомненно, под такое определение попадают многие выдающиеся русские, советские военачальники, внесшие неоспоримый вклад в достижение общей победы над врагом при защите суверенитета и территориальной целостности нашего Отечества. Однако, кардинальные изменения в военном деле во второй половине ХХ – начале XXI в. заставили по-иному взглянуть на само понятие «полководец», а также на содержание основных черт «полководческого таланта» (военного таланта полководца), которые приобрели в современном мире новый смысл и уже не укладываются в установленные ранее рамки.


В плеяде известных отечественных военачальников особое место занимает личность Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова, в полной мере обладавшего настоящим полководческим талантом. Более подробно остановимся на его биографии.


А.А. Новиков родился 6(19) ноября 1900 г. в дер. Крюково (ныне Нерехтский район Костромской области) в бедной крестьянской семье. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу в с. Седельницы (ныне Комсомольский район Ивановской области), в 1918 г. – Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. Работал учителем в с. Пешево, рядом с родной деревней.


Осенью 1919 г., в разгар Гражданской войны и военной интервенции в России, 19-летним юношей был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Прошел путь от рядового красноармейца до помощника начальника разведки дивизии. Первичное военное образование А.А. Новиков получил в стенах Нижегородских пехотных командных курсов (1920 г.), позднее – Высшей тактическо-стрелковой школы командного состава РККА им. III-го Коминтерна (позднее – курсы «Выстрел»).


По окончанию школы получил распределение в состав Отдельной Кавказской Армии (с августа 1923 г. – Краснознаменной Красной Армии (ККА) командиром стрелкового взвода – помощником командира роты 14-х командных курсов (г. Батум (Батуми), Грузинской ССР). Принял активное участие в подавлении антисоветских восстаний в Кронштадте (март 1921 г.) и в Закавказье (1922, 1924 г.). В 1927 г. с должности командира батальона военно-политических курсов ККА поступил в Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе. По ее окончанию получил назначение на должность начальника оперативного отдела штаба 11-го стрелкового корпуса Белорусского военного округа (БВО). Февраль 1931 г. стал судьбоносным в жизни будущего прославленного военачальника. Изменение взглядов на роль и место авиации в военном деле потребовало привлечения в Военно-воздушные силы (ВВС) РККА наиболее опытных и подготовленных общевойсковых командиров, в числе которых оказался и А.А. Новиков. Являясь начальником штаба 450-й Смоленской авиационной бригады, он за короткий срок освоил профессию летчика-наблюдателя, экстерном сдал экзамены и получил соответствующий аттестат. В октябре 1935 г. переведен на командную должность – возглавил легкобомбардировочную авиаэскадрилью (г. Смоленск). Под его руководством подразделение вошло в число лучших частей ВВС БВО, особо отличившись на осенних маневрах 1936 года.


В следующем году по ложному доносу Александр Александрович был уволен из рядов РККА, что стало для него серьезным испытанием. Через девять лет (в апреле 1946 г.) судьба вновь проверит его на прочность, когда ему в рамках сфабрикованного «авиационного дела» предъявят необоснованные обвинения и подвергнут длительному аресту. Тогда, в конце 1930-х гг., все благополучно обошлось, и вскоре полковника А.А. Новикова восстановили в прежней должности. Его организаторские способности высоко были оценены руководством округа, и в апреле 1938 г. он получил предложение возглавить штаб ВВС приграничного Ленинградского военного округа (ЛВО).


Начало Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. было отмечено чередой региональных военных конфликтов с участием Вооруженных Сил СССР. Особое место в них занимала Советско-финляндская война 1939 – 1940 гг., в ходе которой основная нагрузка легла на командование Ленинградского ВО. При планировании операций на театре военных действий (ТВД) большое внимание было уделено вопросам авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота. С этой целью к началу войны (30 ноября 1939 г.) на территории округа была развернута крупная воздушная группировка сухопутной авиации (свыше 1580 боевых самолетов), в 4 раза превышавшая по численности ВВС Финляндии. В то же время советская авиация оказалась распыленной между общевойсковыми объединениями, зоны ответственности которых растянулись на большом расстоянии от Баренцева до Балтийского морей. Это обстоятельство, несомненно, осложняло общее руководство авиационными частями на ТВД. Тем не менее, командующий ВВС ЛВО комкор Е.С. Птухин совместно со своим штабом (начальник – полковник А.А. Новиков) сумел найти оптимальное решение и добиться определенных успехов. Война с Финляндией стала хорошей школой становления будущего военачальника, позволила накопить необходимый боевой опыт, который очень пригодился Новикову в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в первую очередь, по координации действий армейской (сухопутной), морской и дальнебомбардировочной авиации, организации противовоздушной обороны крупных промышленно-экономических районов, административных центров и военных объектов. В январе 1940 г. Александр Александрович возглавил ВВС нового оперативного объединения РККА – Северо-Западного фронта (СЗФ). Первоочередной задачей фронта являлся разгром группировки финских войск на Карельском перешейке, закрепившихся на т. н. «линии Маннергейма» (глубоко эшелонированная оборона противника длиной до 135 км и глубиной до 80 – 90 км).


В результате ожесточенных боев при активной поддержке с воздуха войска СЗФ с поставленной задачей успешно справились. Опасаясь переноса боевых действий вглубь территории Финляндии и последующего ее захвата, финское правительство признало свое поражение в войне и 12 марта того же года заключило с СССР Московский мирный договор.


За умелое руководство подчиненными частями и проявленное личное мужество в ходе военных действий А.А. Новикову в числе первых советских военачальников в июне 1940 г. было присвоено воинское звание «генерал-майор» с вручением высокой правительственной награды – ордена Ленина.


Вскоре он получил новое назначение – командующим ВВС Ленинградского военного округа, где и встретил начало Великой Отечественной войны, в ходе которой в полной мере раскрылся его полководческий талант. Опираясь на опыт финской военной кампании, Александр Александрович пришел к выводу о действенности массированного использования воздушных сил на стратегических направлениях действий сухопутных (морских) сил. В первые дни войны с одобрения Ставки Главного Командования им была спланирована и проведена первая воздушная операция (25 – 30 июня 1941 г.), в которой приняли участие ВВС Северного фронта, Краснознаменного Балтийского и Северного флотов. Только за первый день операции советская авиация произвела 236 самолетовылетов бомбардировщиков и 224 – истребителей, посчитав уничтоженными на аэродромах до 30 неприятельских самолетов и еще 11 истребителей – сбитых в воздушных боях. Систематические удары по 39 финским аэродромам повторялись вплоть до 1 июля. Всего для решения поставленной задачи советские летчики выполнили 992 самолетовылета и считали уничтоженными 76 самолетов (по результатам фотоконтроля – уничтоженных и поврежденных до 130 немецких и финских самолетов). Наши потери составили около 40 боевых машин. В результате авиационная группировка противника была значительно ослаблена. Германское командование в Финляндии и Северной Норвегии было вынуждено оттянуть свою авиацию на дальние тыловые аэродромы и отказаться на ближайшее время от налета на Ленинград.


«Эта первая в истории советской авиации многодневная операция, – отметил после войны А.А. Новиков, – убедила нас, что массированные удары по глубинным аэродромам – надежное средство борьбы с вражеской авиацией. С тех пор такие налеты стали проводиться регулярно».


Последующий ход войны подтвердил выводы Александра Александровича: уничтожение авиации на аэродромах противника в среднем в 5 – 6 раз эффективнее, чем в ходе повседневной борьбы в воздухе.


С этого времени воздушная операция заняла достойное место в оперативном искусстве отечественных Военно-воздушных сил. В период Великой Отечественной войны было организовано проведение 9 воздушных операций с целью разгрома авиационных группировок противника.


Оценив должным образом результаты первой воздушной операции, Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК) приняла решение нанести массированный удар советской авиации по передовой аэродромной сети противника почти на всей линии советско-германского фронта. 8 июля 1941 г. нападению с воздуха подверглось 32 аэродрома люфтваффе. Всего было совершено 429 боевых самолетовылетов. На аэродромах противника уничтожено много авиационной техники, в том числе ВВС Западного фронта вывели из строя 54 германских самолета.


В первые месяцы войны генерал-майор А.А. Новиков проявил себя талантливым руководителем, хорошим организатором, способным координировать действия крупных воздушных группировок на стратегически важных направлениях. 5 июля Военный совет Северного фронта принял решение о создании лужской оперативной группы войск, чтобы остановить продвижение противника к Ленинграду. В этих условиях Новикову пришлось перенацелить главные силы авиации Северного фронта на помощь войскам Северо-Западного фронта. В их интересах действовали три авиационные дивизии и дальнебомбардировочный авиакорпус Главного Командования, оперативно подчиненный командованию ВВС Северного фронта.


10 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление об образовании главных командований Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений. Это позволило генерал-майору авиации А.А. Новикову (в должности заместителя главнокомандующего Северо-Западного направления по авиации) успешно осуществлять координацию действий ВВС Северного и Северо-Западного фронтов, ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и части сил 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда.


К концу месяца за 22 дня боев на дальних подступах к городу на Неве объединенными силами авиации было совершено 16 567 самолетовылетов и нанесен противнику значительный ущерб в живой силе и боевой технике. Объединение усилий авиации под единым руководством старшего авиационного начальника на стратегическом направлении положило начало новой форме управления Военно-воздушными силами.


Начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта генерал-полковник Ф. Гальдер был вынужден признать тот факт, что на северо-восточном направлении наступления соединений и частей группы армии «Север» германское командование столкнулось с твердым и целеустремленным руководством действиями советской авиации. Несомненно, противник высоко оценил командные качества молодого авиационного генерала. Такого же мнения придерживался и командующий войсками Ленинградского фронта генерал армии Г.К. Жуков. Вспоминая о совместной работе с Александром Александровичем осенью 1941 г., он отмечал его высокие организаторские способности в обеспечении обороны Ленинграда. Позднее в своих мемуарах об обороне северной столицы, он писал: «Должен с большой благодарностью отметить умную организаторскую роль командующего военно-воздушными силами генерал-полковника А.А. Новикова, который силами авиации фронта и флота эффективно помогал отбивать яростные атаки вражеской авиации».


В тяжелый для города на Неве период Александр Александрович проявил себя настоящим мастером организации воздушной обороны крупного промышленного района и административного центра. К 20 июля в штабе ВВС Северного фронта совместно с командованием ВВС КБФ и 2-го корпуса ПВО был разработан единый план боевых действий ленинградской авиации. Вся территория, прилегающая к Ленинграду с севера, запада и юга, в границах фронта и в оперативной глубине противника была разделена на зоны разведки и уничтожения вражеской авиации на земле и в воздухе, которые были закреплены за авиацией 7-й и 23-й армий, фронтовой группы, КБФ и 7-го истребительного авиакорпуса ПВО. Это упорядочило работу и способствовало более экономному и результативному расходованию сил и средств. При этом командующий ВВС фронта продолжал уделять большое внимание вопросам ослабления воздушной группировки противника на ТВД. Стоило чуточку спасть напряжению на лужском оборонительном рубеже, как Новиков приказал возобновить налеты на вражеские аэродромы. Первый такой удар был нанесен на рассвете 20 июля группой истребителей, сумевшей уничтожить 14 неприятельских самолетов. После этого налета было организовано еще два удара с участием бомбардировщиков. Результат превзошел все ожидания: 50 советских самолетов уничтожили 55 вражеских машин. По инициативе А.А. Новикова начали создаваться штурмовые комбинированные авиагруппы, состоявшие из истребителей разных типов. Группа делилась на две части – ударную и прикрывающую. Первая наносила основной удар и вела атаки с бреющего полета или с пикирования с разных направлений, вторая прикрывала первую с воздуха, одновременно добивая врага на земле и при вылете.


С разделением 23 августа 1941 г. Северного фронта на два оперативных объединения советских Вооруженных Сил (Ленинградский и Карельский фронты) Александр Александрович возглавил ВВС первого из них. Имея в своем распоряжении незначительные силы (326 боевых машин, в т. ч. 30% – неисправных), ему удалось в сжатые сроки создать стройную систему управления ими, нанося противнику ощутимые потери.


В феврале 1942 г. генерал А.А. Новиков назначен на должность первого заместителя командующего и члена Военного совета ВВС Красной Армии. Вскоре распоряжением Ставки ВГК его направили в состав действующей армии для оказания помощи в объединении сил авиации и массированном ее применении на главном направлении действий сухопутных войск. Совместно с руководством Западного фронта (командующий – генерал армии Г.К. Жуков) он принял активное участие в проведении Вяземской воздушно-десантной операции с участием частей 4-го воздушно-десантного корпуса. В результате, совершив 612 самолетовылетов, советские летчики выбросили во вражеский тыл 7373 человека и 1525 тюков с боеприпасами, вооружением, продовольствием и различным имуществом. Выявленные серьезные недостатки в организации операции были тщательно проанализированы и учтены в планировании дальнейших действий ВВС на западном направлении. План разрабатывался совместными усилиями штаба ВВС Красной Армии и штаба ВВС Западного фронта, подписан 28 февраля 1942 г. А.А. Новиковым и утвержден Военным советом Западного направления.


Заложенные в нем взгляды вскоре получили свою практическую реализацию в организации и проведении с 10 по 20 марта массированных ударов авиации по боевым порядкам и оборонительным сооружениям войск противника и его транспортным коммуникациям на переднем крае и в глубине в полосах наступления армий Волховского и Ленинградского фронтов в ходе Любанской наступательной операции (7 января – 30 апреля 1942 г.).


Действия ВВС под руководством генерал-лейтенанта авиации Новикова и на этот раз носили новаторский характер. Была осуществлена координация действий авиации старшим авиационным начальником в интересах войск нескольких фронтов с дополнительным привлечением дальнебомбардировочной авиации. Это стало новым явлением в оперативном взаимодействии военно-воздушных сил с сухопутными войсками.


Творческий подход к организации боевого управления крупными авиационными формированиями и достигнутые высокие результаты выдвинули молодого генерала на один из высших постов советских Вооруженных Сил.


Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 апреля 1942 г. Александр Александрович был назначен командующим Военно-воздушными силами Красной Армии – заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации. Последующие военные годы неразрывно свяжут его имя с блестящими победами советской авиации в крупных наступательных операциях Великой Отечественной войны, в разгроме милитаристской Японии на Дальнем Востоке.


В своей деятельности новый командующий ВВС особое внимание уделил процессу начавшейся ранее перестройки организационной структуры Военно-воздушных сил. Полным ходом шло формирование ударных авиационных групп. Части и соединения дальнебомбардировочной авиации преобразовывались в авиацию дальнего действия (АДД). На заседании Военного совета ВВС были рассмотрены предложения штаба по изменению организационной структуры центрального аппарата ВВС.


В соответствии с постановлением ГКО от 26 апреля 1942 г. в непосредственное подчинение командующему ВВС перешло Главное управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). На него возлагались задачи по транспортировке грузов на фронт, эвакуация раненых с фронта и обеспечение связи по воздуху с партизанскими отрядами в тылу врага.


Проводя эту работу, Новиков постоянно анализировал состояние дел на фронтах и все больше убеждался в том, что распыление авиации по общевойсковым армиям не отвечает основным принципам централизованного управления и массированного применения воздушных сил в масштабе фронта, не обеспечивает достижения высокой результативности их боевых действий.


В апреле 1942 г. по предложению командующего Военный совет ВВС рассмотрел и представил в Ставку ВГК свои предложения о создании крупных авиационных оперативных объединений фронтовой авиации – воздушных армий.


Приказом НКО СССР от 5 мая того же года было создано первое объединение Военно-воздушных сил военного времени. В приказе говорилось: «В целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиационных ударов – объединить авиасилы Западного фронта в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 1-й воздушной армии».


В течение текущего года были реорганизованы в воздушные армии все остальные ВВС действующих фронтов. В мае сформированы 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 8-я воздушные армии, в июне – 5-я и 6-я, в июле – 14-я и 15-я, в августе – 16-я и в ноябре 7-я, 13-я и 17-я воздушные армии. К ноябрю 1942 г. боевая авиация была изъята из подчинения общевойсковых армий. В их распоряжении оставалось по одному смешанному авиационному полку для выполнения задач воздушной разведки и связи.


«Одним из решающих условий успешной воздушной войны, – отмечала в те дни газета «Правда», – является умелое маневрирование авиационными силами. Уметь быстро сосредоточить крепкий кулак для мощного внезапного удара, направить его на наиболее уязвимое место, или, наоборот – молниеносно перегруппировать свои силы для отведения удара врага, а иной раз мгновение ока рассредоточить их, – вот что требует боевая практика сегодняшнего дня».


Так была выражена точка зрения авиационного командования, и в первую очередь Александра Александровича Новикова.


В первом периоде Великой Отечественной войны воздушные армии, действовавшие на главных направлениях, имели в своем составе 300–400 самолетов, во втором периоде – 650–1000 и в третьем – 1800–2500 самолетов и более.


Вводя новую структуру фронтовой авиации, Верховное Главнокомандование и Военный совет ВВС продолжали поиски наиболее удобных форм создания мощных авиационных резервов. А.А. Новикову удалось убедить Верховного Главнокомандующего о необходимости формирования на базе создаваемых авиационных армий, резервных и ударных авиационных групп авиационных корпусов и отдельных авиационных дивизий РВГК. Сложившаяся в последующем структура авиационных резервов в виде однородных авиационных соединений (бомбардировочных, штурмовых и истребительных) полностью себя оправдала. Она позволяла осуществлять широкий маневр авиацией и резко менять соотношение сил в воздухе в нашу пользу. Всего за годы войны было создано 30 авиационных корпусов и 27 отдельных авиационных дивизий.


Командующий ВВС Красной Армии внес значительный вклад в совершенствование теории и практики боевого применения авиационных формирований. Широкий оперативно-стратегический кругозор и умелое владение обстановкой на фронтах способствовали закреплению за ним славы мастера организации и осуществления маневра крупными силами авиации как внутри фронтов, так и между ними. Своим заслуженным авторитетом Александр Александрович позитивно влиял на ход и решение острых и довольно сложных вопросов применения авиации на фронтах, умел аргументированно и доказательно отстаивать свою точку зрения перед военно-политическим руководством страны.


Вместе с тем он допускал и определенный риск. Об этом свидетельствует глубочайшая продуманность его решения сделать основную ставку в Сталинградском сражении не на бомбардировщики, а на штурмовики. Он понимал, что разгром крупной вражеской группировки потребует значительных сил ударной авиации. Но, учитывая лимит времени в подготовке к решающим событиям, более высокие затраты по созданию бомбардировщиков, командующий ВВС пошел по пути массового производства штурмовиков и усиления за счет их авиации под Сталинградом. Так, в декабре 1942 г. число самолетов-штурмовиков Ил-2, не имевших себе равных по боевой эффективности, составляло 30% всего самолетного парка советских Военно-воздушных сил. Последующее развитие событий подтвердило его дальновидность. Опыт первого периода войны показал, что для уничтожения или повреждения одного самолета противника в воздухе требовалось 14 – 19 самолетовылетов нашей авиации, тогда как для достижения таких же результатов при ударах по вражеским аэродромам требовалось примерно 3 – 4 самолетовылетов, то есть с меньшей затраты сил нашей авиации.


На заключительном этапе Сталинградской битвы благодаря централизации управления со стороны представителя Ставки ВГК генерала А.А. Новикова и умелого руководства соединениями и частями командующих воздушными армиями советские ВВС успешно решили три основные задачи: завоевания оперативного господства в воздухе, активной поддержки сухопутных войск с воздуха и воздушной блокады окруженных немецко-фашистских войск.


В период битвы на Волге получили развитие вопросы авиационного наступления в качестве новой формы оперативного применения фронтовой авиации в наступательных операциях войск фронтов. Авиация впервые использовалась для действий совместно с танковыми и механизированными корпусами при развитии ими наступления в глубине.


Обозначившийся под Сталинградом перелом в борьбе за стратегическое господство в воздухе получил дальнейшее развитие в воздушных сражениях на Кубани, в весенне-летних воздушных операциях советских ВВС и завершился летом 1943 г. под Курском.


В ходе проведения воздушной операции в небе Кубани, вылившейся в три крупных воздушных сражения, генерал-полковник авиации (звание получено 18 января 1943 г.) А.А. Новиков взял на себя общее руководство и координацию действий советской авиации на северокавказском направлении. Здесь опять успешно был использован его ленинградский опыт по управлению авиационными формированиями по средствам радиосвязи. С этой целью было развернуто 5 радиостанций с главной радиостанцией в полосе 56-й армии (командный пункт командующего ВВС КА).


В дальнейшем в связи с возрастанием количества самолетов и средств управления, в первую очередь радиосредств, был осуществлен переход раздельному управлению с земли боевыми действиями истребителей, ведущих борьбу за господство в воздухе, и истребителями, прикрывающими другие рода войск.


Благодаря умелым действиям Александра Александровича и его ближайших помощников, мужеству и героизму советских летчиков, в небе над Кубанью было завоевано оперативное господство в воздухе на южном крыле советско-германского фронта, накоплен ценнейший опыт в использовании сил нескольких воздушных армий для решения важных оперативных задач. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолетов на узком участке фронта оно стало самым крупным за всю войну.


В ходе воздушных сражений наша авиация произвела около 35 тыс. самолетовылетов, из них 77% – фронтовая, 9% – авиация дальнего действия и 14% – авиация Черноморского флота. Противник потерял 1100 самолетов, в том числе было уничтожено в воздухе более 800 самолетов.


Одновременно с воздушными сражениями на Кубани по решению Ставки были проведены две воздушные операции по разгрому авиационных группировок противника на 1200-километровом фронте от Смоленска до Азовского моря. Битва в воздухе приобрела стратегический характер. Обе операции по указанию Ставки были спланированы и проведены под руководством командующего ВВС КА маршала авиации (с 17 марта 1943 г.) А.А. Новикова.


К лету 1943 г. центр тяжести вооруженной борьбы сместился на центральный участок советско-германского фронта. По указанию Александра Александровича, за счет привлечения дополнительных сил (включая АДД), на курском направлении, где намечались основные события, удалось добиться полуторного превосходства в силах над противником. По предложению Новикова боевой состав воздушных армий фронтов, действовавших на главных направлениях, увеличивался за счет авиационных резервов в 2–3 раза и более. Под руководством командующего ВВС КА был разработан план применения авиации Военно-воздушных сил в предстоящей операции советских Вооруженных Сил на Курском выступе. По оценке специалистов, план носил новаторских характер. В нем был использован весь богатый боевой опыт, накопленный на советско-германском фронте в ходе битвы в воздухе, были найдены новые, оригинальные решения, которые обогатили оперативное искусство советских ВВС, расширили рамки стратегического применения авиации.


Развитие оперативного искусства Военно-воздушных сил неразрывно связано с деятельностью их командующего. Черты полководческого мышления у маршала авиации А.А. Новикова стали складываться уже в первые дни Великой Отечественной войны. Потом они развивались и совершенствовались при разработке и проведении самостоятельных воздушных операций и сражений на всем советско-германском фронте для завоевания стратегического господства в воздухе, при подготовке и проведении крупных наступательных операций ряда фронтов.


Глубокое понимание роли и места авиации в войне являлось той чертой полководческой деятельности Новикова, которая определила его принципиальный подход к вопросам дальнейшего развития Военно-воздушных сил и их боевого применения. Он правильно оценил роль и значение стратегического господства в воздухе, рассматривая его как одну их главных предпосылок победы над врагом.


А.А. Новиков умело сочетал основные положения военной науки и советского военного искусства с практикой боевого применения всех родов и видов авиации. К лету 1943 г. в арсенале ВВС Красной Армии уже было четко налаженное взаимодействие с наземными войсками, что позволило в полной мере использовать авиационное наступление, имелся опыт стратегического применения ВВС по воздействию на военно-промышленные объекты и административно-политические центры противника и, наконец, была выиграна битва в воздухе.


«С 1943 г., – как писал немецкий генерал пехоты вермахта, военный историк К. фон Типпельскирх, – уже никакими способами невозможно было ликвидировать безраздельно господство авиации противника в воздушном пространстве над районом боевых действий…».


Немецко-фашистская авиация в воздушных боях и на земле за 50 дней непрерывных боев лишалась свыше 3700 боевых самолетов.


Командующий ВВС Красной Армии последующие операции насыщал нововведениями, опираясь на собственный опыт и инициативу подчиненных войск. Умение правильно и оперативно оценивать складывающуюся обстановку, использовать и внедрять положительный опыт, твердо и уверенно отстаивать свои взгляды, принимать нестандартные решения и идти на разумный риск, – все это позволяло А.А. Новикову неустанно развивать и совершенствовать формы оперативного применения Военно-воздушных сил, внедрять в войска новаторские идеи. В ходе Корсунь-Шевченковской операции по его указанию против танковых колонн противника были широко использованы самолеты-штурмовики с кумулятивными бомбами и ночные легкие бомбардировщики. Здесь Александр Александрович шел на большой риск, твердо доложив Верховному Главнокомандующему, что авиация остановит попытки немецко-фашистского командования освободить свою группировку войск, попавшую в окружение. Успех превзошел все ожидания. В ходе проводимой операции командующий ВВС умело использовал уже имевшийся опыт Сталинградской и Курской битв – действия штурмовиков по танкам и осуществление полной воздушной блокады окруженной группировки противника. Корсунь-Шевченковская операция вошла в историю Великой Отечественной войны как замечательный образец окружения и уничтожения крупной вражеской группы войск.


С 31 января по 18 февраля 1944 г. наша авиация в ходе воздушной блокады сбила в воздухе 257 самолетов противника, в том числе 31 транспортный самолет, а всего за период разгрома окруженной группировки в воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 457 неприятельских самолетов.


21 февраля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие воинские заслуги перед Отечеством А.А. Новикову было присвоено высшее воинское звание в авиации – Главный маршал авиации, 17 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен звания Героя Советского Союза. Таким образом, Александр Александрович стал единственным командующим родом (видом) советских Вооруженных Сил получивший такую высокую награду в годы Великой Отечественной войны.


24 июня 1944 г. правительство США наградило его орденом «За заслуги» степени главного командора. Президент Соединенных Штатов Франклин Д. Рузвельт в почетном отзыве о награжденном отмечал: «...Маршал Новиков проявил выдающиеся способности, усердие и принципиальность в деле руководства успешными операциями Красной Армии. Его гибкий подход к разрешению сложных вопросов в соединении с редкими качествами руководителя и большим умением использовать воздушные силы дали ему возможность внести выдающийся вклад в дело Союзников».


Александр Александрович считал эту персональную награду высокой оценкой деятельности Военного совета, командования и штаба ВВС Красной Армии.


В конце лета того же года успешно было завершено проведение Белорусской и Львовско-Сандомирской наступательных операций, в авиационное обеспечение которых так много внес А.А. Новиков. В ожесточенных боях противник потерял большую часть своей боевой авиации. В сборнике статей «Мировая война. 1939 – 1945 годы» отмечалось, что «зимой 1941 года немецкой бомбардировочной авиации был нанесен первый сокрушительный удар, а в 1944 году ее окончательно загубили в России». При этом указывалось, что в период с 1 июля по 31 августа 1944 г. авиация Германии потеряла 11 074 самолета, в том числе 1874 бомбардировщика, 1345 штурмовиков и 7855 истребителей.


Исключительное значение для развития военного искусства, оперативного и стратегического использования Военно-воздушных сил имело постановление Государственного Комитета Обороны от 6 декабря 1944 г. № 7082сс, принятое по инициативе Военного совета и командующего ВВС Красной Армии. Согласно этому постановлению АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию (ВА), с подчинением непосредственно Главному маршалу авиации А.А. Новикову. Это обусловливалось необходимостью более широкого использования дальних бомбардировщиков для содействия сухопутным войскам в ходе развивающегося мощного наступления Красной Армии в третьем этапе Великой Отечественной войны.


Ранее, в период Выборгской наступательной операции (10 – 20 июня 1944 г.), по указанию командующего ВВС КА ночные бомбардировщики нанесли эффективные удары днем по долговременным оборонительным сооружениям на Карельском перешейке, представляющим собой мощный несколько эшелонированный укрепленный район. Учитывая полученный положительный опыт, А.А. Новиков активно задействовал 18-ю ВА в проведении Восточно-Прусской наступательной операции (13 января – 25 апреля 1945 г.). По оценке Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна (в тот период командующего Земландской оперативной группы войск): «Стремясь максимально усилить удары с воздуха, А.А. Новиков решился на дерзкий шаг: поднять в воздух тяжелые бомбардировщики авиации дальнего действия, которые обычно использовались только в ночное время».


Удар с воздуха по главной цитадели Восточной Пруссии – г. Кёнигсбергу и ее районам следует рассматривать одной из блестящих операций советских Военно-воздушных сил в годы Великой Отечественной войны. 7 апреля 1945 г. 514 тяжелых бомбардировщиков нанесли мощный удар по опорным пунктам и фортам города-крепости. На врага было сброшено 3743 бомбы общим весом в 550 тонн. Сопротивление противника после такого удара резко снизилось, что способствовало дальнейшему овладению Кёнигсбергом.


В целом плотность авиации (включая фронтовую) достигла до 150 самолетов на один квадратный километр фронта. Результаты участия советских ВВС в штурме цитадели оказались весьма внушительными. За четверо суток боев было совершено 14 тысяч самолетовылетов и сброшено на неприятеля 4440 тонн бомб.


В ходе Восточно-Прусской наступательной операции во всей полноте проявился творческий и новаторский характер полководческой деятельности А.А. Новикова, его умение быстро разбираться в обстановке, всесторонне ее оценивать и принимать обеспечивающее успех решение. Присущие ему черты – инициатива, смелость, дерзость, изобретательность и гибкость ума – были проявлены в критической ситуации при решении сложной и ответственной задачи организации и осуществления штурма Кёнигсбергской крепости силами авиации.


В дальнейшем он принял активное участие в планировании и проведении Берлинской наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 г.). С целью разгрома основных сил немецко-фашистских групп армий «Висла» и «Центр» и овладения Берлином Ставкой Верховного Главнокомандования было выделено четыре воздушные армии (2-я, 16-я, 4-я и 18-я). Для усиления фронтовой авиации из резерва ВГК было направлено 13 авиакорпусов и 13 авиадивизий, более половины всех боевых самолетов, имевшихся в трех воздушных армиях фронтов к началу операции.


Такого большого числа авиационных соединений и частей на направлении главного удара не привлекалось ни в одной из наступательных операций сухопутных войск за время Великой Отечественной войны. Для целеустремленного и высокоэффективного оперативного применения всех сил авиации в операции требовалась координация их усилий, согласование времени и последовательности нанесения массированных ударов, определение полос их действий, а также аэродромов для посадки авиачастей после выполнения боевого задания в полосах соседних фронтов. Все эти вопросы решались командующим ВВС как представителем Ставки ВГК совместно с командующими войсками фронтов и воздушными армиями непосредственно в районе боевых действий.


В ходе Берлинской операции советской авиацией было уничтожено или выведено из строя 400 танков и САУ, 100 бронетранспортеров, 10 тысяч автомашин, 1750 полевых и зенитных орудий, взорвано 230 складов боеприпасов и разрушено 14 переправ. Летчики 4-й, 16-й и 2-й воздушных армий провели 1317 воздушных боев и сбили в них 1172 вражеских самолета, 100 самолетов было уничтожено на аэродромах.


Высокие качества военного руководителя и полководческий талант Александра Александровича проявились и в ходе разработки и проведении Маньчжурской стратегической наступательной операции (9 августа – 2 сентября 1945 г.) по разгрому японской Квантунской армии на территории Китая, Кореи, Южного Сахалина и островов Курильской гряды. При его активнейшем участии в кратчайший срок были сформированы однотипные авиационные дивизии (бомбардировочные, штурмовые и истребительные), воздушные армии и авиационные корпуса. Он быстро осмыслил своеобразный театр военных действий на Дальнем Востоке и талантливо использовал возможности авиационных сил в решении задач в ходе проведения наступательной операции Красной Армии. Стратегическая операция была разработана и проведена блестяще. Военно-воздушные силы в ней получили самую высокую оценку. Родина по достоинству оценила личный вклад Главного маршала авиации А.А. Новикова в разгром милитаристской Японии, наградив его второй золотой медалью Героя Советского Союза.


С окончанием Второй мировой войны основное внимание командующего ВВС было обращено на дальнейшее развитие Военно-воздушных сил, как важнейшей составляющей отечественных Вооруженных Сил.


16 января 1946 г. Александр Александрович представил на имя Наркома обороны Союза ССР Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина программу по развитию и укреплению боевого потенциала Военно-воздушных сил Красной Армии. Она практически закладывала основу перспективного строительства советских ВВС и авиационной промышленности государства на послевоенный период. Но реализовать ее в полной мере он не успел. По сфабрикованному делу в апреле того же года Александр Александрович был снят с должности, лишен воинского и почетного званий, всех наград и подвергнут аресту. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР А.А. Новиков осужден на пять лет лишения свободы.


В 1953 г., после смерти И.В. Сталина, он был полностью реабилитирован, уголовное дело в отношении его за отсутствием состава преступления прекращено, ему восстановлено воинское звание и возвращены все награды.


29 июня Главный маршал авиации А.А. Новиков получил назначение на должность командующего дальней авиации (с декабря 1954 г. одновременно заместителя главнокомандующего ВВС). Предложенная им концепция развития воздушных ядерных сил на основе ВВС, с учетом поступления на вооружение новых типов самолетов, не нашла должного понимания у высшего военно-политического руководства страны. В январе 1956 г. он по состоянию здоровья ушел в отставку. Вскоре ему поступило заманчивое предложение возглавить в г. Ленинграде Высшее авиационное училище Гражданского Воздушного Флота. За короткий срок Александр Александрович вывел его на уровень ведущих вузов страны. За плодотворную научную и педагогическую деятельность в 1958 г. ему было присвоено ученое звание профессора. 15 сентября 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки А.А. Новиков награжден орденом Трудового Красного Знамени.


Он ушел из жизни 3 декабря 1976 года. Имя Главного маршала авиации Новикова Александра Александровича по праву включено в список отечественных полководцев. Он единственный авиатор, кого заслуженно отметили в числе 100 выдающихся военных деятелей России. Его творческое наследие и сегодня является неисчерпаемым источником для становления современных руководителей оперативно-стратегического звена Вооруженных Сил Российской Федерации.


 


Кандидат исторических наук, доцент Лашков А.Ю.

0 Комментариев


Яндекс.Метрика