Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Григорий Бакус

руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

Информационное пространство исторического [со]знания.

По итогам прошедшей конференции "Информационная среда исторического знания" я публикую несколько расширенный текст своего выступления на круглом столе. Ради экономии места я сохранил тезисный характер данного материала в надежде на возможное дальнейшее обсуждение.


Специфика текущей ситуации заключается в том, что мы присутствуем при переходе из пространства печатных текстов  в пространство цифровой коммуникации. При анализе этой ситуации следует исходить из того, что основная причина носит ТЕХНИЧЕСКИЙ характер, а социальные, институциональные, информационные нюансы – суть ее производные. Отсюда следует, что решение проблемы освоения нового информационного пространства исторического знания, лежит в ТЕХНИЧЕСКОЙ плоскости.


Проблема (в сильно упрощенном виде) мне видится в следующем свете: 1) Internet на настоящий момент представляет собой рынок трудоёмких и высокотехнологичных продуктов, созданных под конкретные цели непосредственными участниками информационного пространства. 2) Конфигурацию (текущее состояние) информационного пространства определяют именно эти участники–субъекты (каковыми могут быть частные лица, добровольные объединения энтузиастов, корпорации), предлагающие пользователям готовый продукт двух типов – контент (уникальное содержание) и/или оболочка (техническое средство реализации потребности – общение, торговля, etc.) Отсюда два взаимосвязанных вывода: 1) подавляющее большинство  продуктов создавалось не для нас (профессиональных историков) и наших интересов не учитывает, и 2) наши индивидуальные пользовательские установки, предпочтения и опыт не должны выступать главным механизмом целеполагания. Самая большая опасность – свести проблему к простой адаптации историка как пользователя к уже существующим информационным продуктам, что может повлечь за собой существенные издержки (как исчерпывающим образом показали доклады К. Пахалюка на материале блогов и В. Гольцова на материале общественных форумов). В этой связи темы «историк и ЖЖ», историк и Facebook», «историк и Wikipedia» мне представляются малоперспективными, поскольку буквально уводят нас на чужую территорию и заставляют подчиняться чужим правилам.


Как мне представляется, решение проблемы лежит в поиске собственных уникальных форм репрезентации. Только «застолбив собственную территорию» в бескрайних просторах сети можно претендовать на собственное будущее в цифровой век.


Средством к этому является дигитализация – процесс перевода в цифровой формат уже существующей информации. Оцифровка – это набирающий всё большие обороты процесс прирощения уникального контента. Этот процесс начат давно и не нами, но в большинстве развитых стран (я не люблю это выражение, но здесь его появление неизбежно) он протекает во взаимодействии с профессиональным сообществом гуманитариев и его (сообщества) субъектами (наиболее яркий пример Берлинская декларация 2003 года, о которой я уже писал ранее в своем блоге на портале ИСТОРИЯ.РФ). Гуманитарии в этом процессе оказываются чрезвычайно востребованными, поскольку позволяют профессионально очертить критерии значимости и достоверности репрезентируемого материала. Идеальный вариант предполагает, что создателем/заказчиком того или иного информационного продукта (сайта) выступает субъект познания (как пример - Корнеллский университет (США) или Мюнхенская государственная библиотека (ФРГ)). Правильно организованный процесс дигитализации выполняет важнейшую социальную функцию – свободный доступ любого представителя общества к культурно-значимой информации. Дигитализация основывается на делегировании авторских прав – свобода распространения опубликованной информации при выполнении 2 условий  - корректном указании авторства (минимум – «Взято отсюда –url ..») и отказ от использования в коммерческих целях предоставленной информации и извлечения личной выгода (это, кстати, не только банальное воровство, но освоение целевого гранта за счет бесплатных источников). Конечный пользователь в этой системе получает право на копирование информации в целях научной деятельности либо культурного развития. Уже сейчас совершенно свободно можно найти, скажем, оцифрованную инкунабулу Гейдельберской пляски смерти, к примеру. Важно подчеркнуть, что этот процесс, на мой взгляд, чрезвычайно важен, поскольку позволяет купировать распространение рыночных механизмов на сферу культурного наследия – коммерческие услуги в этой системе находятся вне цепочки: автор публикации – получатель. Здесь же нужно подчеркнуть, что главным препятствием к развитию выступают две одинаково ложные позиции правообладателя – «собака на сене» («не успею опубликовать – все украдут!») и «усталый философ» («да кому вообще это надо!»). Защита интеллектуальной собственности в этой системе достигается не столько за счет репрессивного законодательства («скачал-попытался продать - в тюрьму!»), сколько за счет … технических возможностей самих сайтов. Технически скачать весь выставленный контент возможно, а вот продать его – нет (зачем покупать то, что и так находится в свободном доступе). Сделать под ворованный контент более совершенный сайт – дорого, трудоемко, уязвимо. Аналогично не имеет принципиального значения вопрос о том, кто будет выступать «конечным потребителем» - «профессиональный историк» или «дилетант». Им может выступать любой заинтересованный пользователь, где в первом случае мы просто помогаем коллеге, а во втором – такая находка будет поводом повысить уровень знания. В конечном итоге – публикация цифровой копии исходит из предположения об определенной общественной значимости оригинала. В этом случае повышение доступности подобной информации  является прямым долгом профессионального сообщества. Здесь уместна аналогия с создателями первой «Энциклопедии» - ее читателями первоначально выступала узкая группа образованных критически мыслящих людей, однако сам принцип определил направление взаимодействия интеллектуальной элиты с остальным обществом на несколько столетий вперед. И этот принцип прост: он предполагает единственный постулат – доступность знания.


В заключение два критических замечания, позволяющих более четко очертить рамки применения. 1. Мировая практика показывает, что объектом оцифровки, как правило, выступает информация, относящаяся к сфере «общественного достояния» (Public Domain), что предполагает, что ИМУЩЕСТВЕННЫЕ авторские права создателя произведения и его наследников истекли за давностью лет. 2. Актуальная (вновь создаваемая) информация, как правило, продолжает существовать в традиционных формах репрезентации, т.е дигитализация НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ отмирания традиционных способов коммуникации научного сообщества (печатных публикаций, научных конференций и т.п.).  


 


Как итог: уже сейчас мы можем констатировать, что «мировая паутина» содержит в себе динамично развивающийся сегмент, напрямую связанный с гуманитарным сообществом. Чтобы это не выглядело абстрактной декларацией приведу несколько примеров:


1. "Старое радио" (РФ)


2.  Цифровая библиотека Гейдельбергского университета (ФРГ)


3. Проект "Фантастическое в изобразительном искусстве и литературе" Корнеллского университета (США)


4. Исторический информационный портал historicum.net (ФРГ)

5 Комментариев

  • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

    О доступности знаний.

    В связи с закрытием Книжной палаты и передачей ее функций Информационному агентству возникает серьезная озабоченность судьбой малотиражный изданий (до 500 экз. - монографий, публикаций источников, научных сборников и т.п.), которые отражают репрезентативные результаты научных исследований, ведущихся на базе ВУЗов и НИИ РАН. Эти издания не становятся предметом внимания широкой научной общественности в силу их небольших тиражей. В ВУЗах и НИИ РАН практика размещения этих изданий в интернете носит фрагментарный и нерегулярный характер.

    Поэтому очевидна потребность создания единого информационного кластера на портале История.РФ, где бы размещались все эти издания – это реально способствовало бы созданию единой научной информационной среды и формированию экспертного сообщества историков.

    У меня нет совершенно никакой уверенности, что администрация ВУЗов и НИИ РАН готова проявить инициативу в подписании своеобразной "Московской декларации", касающейся этой проблемы.

    Вероятно, нужно какое-то распоряжение "сверху" – ВУЗам и НИИ РАН представлять на ресурс электронные версии изданий.

    Это, кстати, позволило бы судить и об эффективности научной работы ВУЗов и НИИ РАН.

    А что думаете вы???

  • Воробьев Дмитрий Вячеславович

    Опять бухгалтер диктует культурную политику. Увы, это удел стран "третьего мира". Кому мешала Книжная палата? Да, никому. Просто толку в ней не видят нынешние вожди.Они живут сегодняшним днём. А что до памяти исторической , она для них - блажь, роскошь. Так что напрасно Вы , Марина, уповаете на распоряжение сверху - оно не последует, а если последует , то в таком виде, что никакой приличный человек к нему руку приложить побрезгует.
    Академией наук не постыдились жертвовать, а тут Книжная палата! Какая мелочь!

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    На мой взгляд, современное положение гуманитарных наук в России можно охарактеризовать как дефицит субъектности, т.е. положение, при котором существует значительное количество формальных научных институтов и статусных ученых, которые демонстрируют слабую активность не только в освоении нового информационного пространства, но и в отстаивании собственных интересов. Профессиональных прежде всего. Судьба книжной палаты всего лишь хорошая иллюстрация этого явления, поскольку в стабильном существовании подобного рода институтов профессиональные историки заинтересованы, но ... активного отклика событие не вызывает. Формально - все на своих местах, а реакции никакой. Из этого можно сделать вывод об атомизации профессионального сознания. Против этого есть только одно противоядие - проектная деятельность в инициативном порядке. Т.е. если ИСТОРИЯ.РФ запускает проект "электронной книжной палаты" (условно) это de facto означает изменение информационного пространства в пользу гуманитариев. Как мне представляется, это не останется не замеченным и постепенно наберет требуемую поддержку - но этот процесс длительный. Директива "сверху" не может заменить внутренний императив исследователя и профессиональную этику и потому я бы сделал ставку на инициативные проекты "снизу" и декларативные документы, исходящие из среды самих историков. Уже сейчас ИСТОРИЯ.РФ занимат заметное положение в гуманитарном сегменте Отечественного интернета и вполне может претендовать на роль координатора в этом процессе. Такового мое мнение.

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    Хочу обратить внимание, что ИСТОРИЯ.РФ уже сейчас приобретает черты "площадки для диалога" историков. Как пример следует назвать свежий пост Леонида Титова, в котором он представляет интересный и актуальный интеллектуальный продукт - http://histrf.ru/ru/uchenim/blogi/post-205. В данном случае речь идет об очень прикладной вещи, но само качество исполнения заслуживает самого пристального внимания и высокой оценки. Именно подобные обращения коллег и образуют потенциал федерального исторического портала ИСТОРИЯ.РФ. Как мне представляется, инициатива относительно "Электронной Книжной палаты" будет поддержана и со временем наберет необходимые обороты. Но ее реализация в бюрократическом режиме маловероятна - за распространение и доступность научного гуманитарного знания отвечает не государство, а люди, претендующие на статус профессиональных историков...

    Это я к тому, что "Московская декларация-2013" уже принимает форму. Вопрос в том, будет ли она (простите за каламбур) оформлена нами сознательно или ее дальнейшее развитие будет протекать хаотично и неравномерно.

  • Воробьев Дмитрий Вячеславович

    При всём уважении к порталу, он неизвестен и не востребован профессиональным сообществом историков. Он - больше московский. Насчёт атомизации , это Вы правильно сказали, я бы резче выразился "мы живём под собою не чуя страны..."


Яндекс.Метрика