Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Ольга Журавлева

Доктор пед. наук, доцент

Обсуждение Концепции УМК по истории

       24 октября в Москве состоялось Всероссийское совещание по обсуждению проекта Концепции УМК по истории.Заинтересованная и, что особенно важно, конструктивно настроенная аудитория, поэтому, на наш взгляд, большинство выступлений содержали продуктивные идеи, предложения.  Считаем, что  задачи Совещания в целом достигнуты: педагогическое сообщество выразило свои настроения, прежде всего по проблемам, механизмам реализации идей Концепции и ИКС в  практике работы школы, а научно-историческое - их почувствовало (важность согласования позиций при трактовке исторического прошлого не вызывает сомнений, хотя налицо, например, расхождения по  вопросу возможного введения одного, «единственного»  учебника для всех ОУ страны и опасения по поводу включения  «административного» ресурса в этом вопросе, а также о необходимости изменения структуры исторического образования на данном этапе).


      Текст ИКС уже не вызывает серьезных нареканий, работа по уточнению, корректировке понятий, дидактических единиц постоянно продолжается. Больше обсуждались пути совершенствования дидактического, методического арсенала – как сделать его реализацию эффективной, неформальной в современных условиях (например, перенести в Приложение ИКС рубрики «Даты», «Персоналии»; полнее отразить в Концепции личностно-деятельностный подход в построении содержания учебника и связь с требованиями ФГОС второго поколения  - учесть задачу достижений  личностных, метапредметных образовательных результатов, формирования УУД; продолжить работу по изучению проблемы совершенствования структуры школьного исторического образования, в т.ч. и на ступени начального  образования; продолжить опыт создания таких документов в области высшего профессионального образования, для преподавания литературы в школе и др.).   Надеемся, что итоговый проект Концепции подтвердит, что диалог и в таком сложнейшем, «вечном» вопросе как учебник истории не только необходим, но и возможен.

1 Комментарий

  • Мамасьян Сергей Андроникович / канд.филос.наук, доцент

    Участники совещания не могли не обратить внимание на то обстоятельство, что весьма предметной критике подвергалось несовпадение подходов к школьному историческому образованию ФГОС ООО и ПОО, с одной стороны, и ИКС - с другой (напр.: выступления Стреловой О.Ю., Хлытиной О.М. и др.). Комментируя в заключительном слове критические замечания, академик Чубарьян А.О. признал не вполне удачным название "историко-культурный стандарт", т.к. понятие "стандарт" предполагает достаточно жесткую нормативную заданность тех содержательных положений, которую включает документ с подобным названием. При этом известные противоречия с уже упомянутым Федеральным государственным стандартом обретают определенную очевидность. В связи с этим представляется приемлемой замена словосочетания "историко-культурный стандарт" иным, например, - "историко-культурное основание УМК". Термин "основание", как известно, означает достаточное и (или) необходимое условие для чего-либо. Тем самым, возможно, снимается обостренное восприятие учительским сообществом историков довольно жесткой нормативности, предполагаемой понятием "стандарт" (этим, видимо, объясняется, в частности, стремление добиться переноса информации, связанной с датами и персоналиями в Приложения) и делается акцент на теоретико-рекомендательном характере Концепции в ее историко-культурной части.


Яндекс.Метрика