Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Р Редактор

Редакция

Антироссийская истерия

Российское военно-историческое общество возмущено кощунственной выходкой польского студента, в ночь на 12 октября установившего в г. Гданьске на аллее Победы рядом с танком Т-34 скульптуру, изображающую советского солдата, насилующего беременную женщину. И хотя утром городские власти после заявления возмущенных жителей демонтировали скульптуру как незаконно установленную, последовавшее разбирательство в отношении ее автора привело к тому, что районная прокуратура в Гданьске приняла решение не возбуждать против него уголовное дело, сообщив в специальном заявлении, что "не увидела признаков разжигания ненависти на расовой или национальной почве или осквернения общественного места, увековечившего историческое событие". (См.: Автора скульптуры солдата-насильника в Польше не будут судить. http://www.rg.ru/2013/10/18/polsha-site-anons.html)

РВИО обратилось за комментарием по поводу этого вопиющего факта осквернения памяти советских воинов, свыше 600 тыс. которых пало в боях за освобождение Польши от фашистской оккупации, к доктору исторических наук, профессору, лауреату  Государственной премии РФ, ведущему научному сотруднику Института российской истории РАН Елене Спартаковне Сенявской, активно сотрудничающей с нашим обществом, в том числе в подготовке совместной выставки РВИО и Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, посвященной Освободительной миссии Красной Армии в Европе в 1944-1945 г., открытие которой запланировано на весну 2014 года.

Елена Спартаковна сообщила, что несколько дней назад уже дала интервью газете "Комсомольская правда" и предоставила её редакции копии недавно рассекреченных документов из Центрального архива Министерства Обороны. Выдержки из них опубликованы в газете "Комсомольская правда" 19 октября, а полная версия выложена на сайте www.kp.ru/daily/26147.4/3036494/.

20 Комментариев

  • Коваленко Надежда Вячеславовна / Преподаватель архивоведения, ГАУГН

    Хотелось бы, чтобы интенсивнее рассекречивались подобные документы наших архивов и происходила их грамотная публикация, т.е. чтобы они, а не только киноподелки и "откровения" определенного уровня становились доступны широкой аудиторией. Ведь в качестве источника для последних у нас и на Западе (это признают даже некоторые западные исследователи) нередко служат широко доступные документы , произведенные немецким министерством пропаганды на последних этапах войны, "освещающие" положение на занятых Красной Армией территориях. (Более того, комплекс именно таких документов сейчас, бывает, становится основной источниковой базой даже для солидных, в смысле вузовское издание, известные в науке, в стране и за рубежом, фамилии,российских исследований.)

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    Несколько замечаний. Творчество подобного рода у меня вызывает чувство глубокой брезгливости, однако в данном случае (и в прочих, ему подобных) я считаю, что понятные эмоции не могут и не должны заглушать разум. Даже прямое оскорбление не дает оскорбленному права на ошибки, если мы говорим о профессиональной среде историков. Прежде всего потому что художник выступает здесь в качестве провокатора и главным его достижением здесь является скандал, а никак не пресловутое изображение. По существу: в этом тексте мы имеем вопиющее несоответствие заголовка описанному инциденту. Словосочетание "антироссийская истерия" предполагает санкционированную кампанию. Что описывает обращение? Отдельную хулиганскую выходку, которая закончилась "после заявления возмущенных жителей". Это - истерия? Употребляя это словосочетание мы, сознательно или нет, дезавуируем гражданскую позицию тех жителей Гданьска, которые добились демонтажа этого самого произведения. И это прискорбно. Что касается отказа возбуждать уголовное дело - это, скорее, следует приветствовать. Мне не совсем понятна позиция РВИО в этом вопросе, но я лично очень бы не хотел, чтобы этот скверный анекдот закончился с трагичным пафосом "страдания художника за высокую правду искусства".

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    Прошу не считать это мелочной придиркой, но читать про "самодельную скульптуру", да еще в контексте "антироссийской истерии" ... несколько странно.

  • Пахалюк Константин Александрович

    а мне кажется, что истерию подымают у нас. Ну поступил человек по-хамски, постмодернист, художник, желание выпендриться. Не сажать же его, как это сделали у нас с богохульницами, и раздувать еще один скандал? На то и есть гражданское общество, в той же Польше, чтобы осуждать словами. Плюс сам памятник он и не осквернял, он выразил собственное отношение к советскому солдату. А то, что у них там такое восприятие истории ВОВ, то ничего мы с этим поделать не сможем, особенно собственной истерией. Вопрос: "А почему в большинстве европейских стран, в т.ч. постсоциалистических, к образу советского солдата, русского солдата и вообще России относятся негативно?" не может быть рзарешен детским ответом об искажении, фальсификации и пропаганде. Мы сами виноваты в том, что к нам так относятся. И подобной истерией по каждому поводу лишь еще больше утверждаем других в том, что к нам и надо так относиться

    • Коваленко Надежда Вячеславовна / Преподаватель архивоведения, ГАУГН

      Может быть, это наивно, но насчет "ничего поделать не можем", я сомневаюсь. Ведь вопрос восприятия участия СССР в войне, действий Красной Армии и советской администрации на занятых территориях все-таки шире вопроса отношения к подобным художествам, и здесь, наверное, могла бы иметь действие четкая наша позиция, официальная и общества. Насчет негативного отношения к советскому солдату и России в целом в постсоциалистических странах, то здесь, по-моему, не только "мы сами виноваты", но и ряд других причин, например политика, идеология отдельных стран ("для себя" и "на экспорт"), наконец, мода, ведь и у нас в т.н. популярных исторических и историко-художественных сочинениях часто можно встретить совершенно дикие, зато яркие версии об отдельных событиях и людях (зачастую совершенно безобидных, не только о "неоднозначных личностях"), этакий ширпотреб. Насчет "истерии" у нас. Здесь ведь дело не в одном эпизоде, подобные эпизоды теперь не редкость, поэтому возмущение здесь вполне закономерно. Подобные вещи, помимо прочего, ведь негативно могут влиять на восприятие собственной страны и истории у нас, ведь не все читают д. и.н. Сенявскую, зачастую воспринимается то, что проще и сильнее навязывается.

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    Я согласен в этом вопросе с Константином. Наша реакция явно выглядит несколько неадекватной. Особенно неприятно констатировать демонстрацию солидарности профессионального сообщества с газетой, позволяющей себе недвусмысленные шуточки относительно абажуров из человеческой кожи. Газетой, не посчитавшей нужным найти имя виновника, но поспешившей сделать громкое заявление - "«Свободолюбивые» поляки отличились очередным актом русофобии". Один 26-летний студент не является репрезентативным представителем всех поляков. Такие заявления очень хорошо вписываются в определение истерии. Самое печальное, что приведенные исторические документы тоже не являются адекватным ответом в информационном плане. Ежи Шимчук свое произведение назвал "Komm Frau", что следует скорее рассматривать как демонстрацию солидарности с ... немецким мирным населением. Если уж договаривать все до конца - то стоит вспомнить, что Гданьск в 1945 году был НЕМЕЦКИМ городом Данцигом и документы об отношении РККА к ПОЛЬСКОМУ населению ситуацию уравновесить никак не могут. Можно, конечно, пойти дальше и сказать, что в 1945 г. мы освободили Кенигсберг от немецко-фашистских захватчиков. На мой взгляд стоило бы в этой ситуации озвучить риторический вопрос к автору и его возможным единомышленникам относительно отношения самих поляков к немецким меньшинствам Щецина и Гданьска в 1945 году. За эти депортации Польское государство вполне может нести ответственность. Само. Безотосительно таких вот выпадов относительно Советского Союза и России.

    • Пахалюк Константин Александрович

      да, это нерепрезентативно, но в целом приходится признать, что к нам относятся не лучшим образом. Недавно была международная конференция в Варшаве для польской, российское и немецкой молодежных делегаций, прибывших по линии министерств иностранных дел. Т.е. мероприятие официальное. Сначала все проходило, как любят говорить дипломаты, "в дружеской обстановке". Но поляки же на то и поляки, они судьбой обиженные. Решили они для всех показать фильм про начало Второй мировой. Сначала раздались упреки в адрес германцев, вероломно напавших на маленькую и беззащитную Польшу. А затем и нам досталось: русские-де стояли у границы и наблюдали, как хищник терзает невинную жертву. С таким - уничижительно-обиженным- отношением к собственной истории поляки далеко не уйдут. Оно и будет порождать именно такие перфомансы. Что нам с этим делать? Вопрос хороший, думаю, на эту тему можно провести отдельную конференцию, т.к. вопрос неоднозначный

  • Соколов Алексей / аспирант

    Господа, мне стыдно за вас! 600 тысяч советских солдат, среди которых, возможно, были наши соседи, друзья, близкие, погибли в боях за освобождение Польши. В ответ солдаты получают мерзкое обвинение в изнасилованиях, да еще и беременных, которое даже представить себе невозможно. Это крайне подлая выходка нашла совершенно правильное отражение у РВИО и у наших СМИ. А вы тут разводите дискуссию о том, что это акт "постмодернизма", а этот дегенерат - художник. Художник от слова "худо"?! Неужели вы наивно полагаете, что это позиция только этого конкретного фашиста, и, когда он это ваял, никого не было рядом и никто не помогал это устанавливать??? Когда плюют в нас, еще можно утереться и не обратить внимание, но когда плюют в людей, которые отдали жизни за таких вот "художников" - такое спускать нельзя!Отсюда и начинается отрицание заслуг Советского Союза в борьбе с фашизмом, потом пересмотр нацистской идеологии, а затем статус агрессора и "пока" Курилам и Калининградской области.

    • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

      Уважаемый Алексей! Эмоционально я могу понять Вас и людей, составлявших обсуждаемый текст. Но, если говорить откровенно, даже эмоциональность налагает определенные обязательства на автора высказывания. Т.е. по-хорошему если мы хотим обратить внимание на глубину своих чувств и исторической памяти, то очень желательно не делать в заявлении грубых и глупых ошибок. Одно предложение в обсуждаемом тексте описывает предмет возмущения: некто установил "самодельную скульптуру, изображающую советского солдата, насилующего беременную польскую женщину". Ничего не настораживает? А меня сразу 2 вещи - 1) перл насчет самодельной скульптуры, который очень хорошо характеризует общекультурный уровень писавшего (Вы сами, простите, какую диссертацию планируете защищать - самодельную или фабричного изготовления?) и 2) грубая ошибка насчет национальности этой самой изображенной женщины. И название этого, с позволения сказать, произведения, и сама ИСТОРИЧЕСКАЯ ситуация (см. выше), к которой оно отсылает, говорят о том, что ПОЛЯКОВ автор не имел ввиду. А мы УВИДЕЛИ там поляков и возмутились! За те смыслы, которые сами изобрели по ходу дела. Так вот, лучше бы было про национальность в этом заявлении промолчать - мол сам факт обвинений в невообразимом преступлении нас возмущает. Нет придумали за автора и возмутились - именно беременных полячек не насиловали. Надо полагать, по немкам следует ждать отдельного заявления после очередной скульптуры? Это, кстати, тоже к вопросу об общекультурном уровне.
      Вот в такие моменты мне бывает стыдно за нашу историческую науку. За то, что позитивной повестки по больным вопросам нет, а негативная поражает элементарной безграмотностью. Мы полностью отдали все проблемные эпизоды на откуп тамошним историкам. Свежий пример - http://vk.com/club57885382?w=wall-57885382_34%2Fall. Предмет исследования: массовые расстрелы русского населения финнами в Выборге (! - город, кстати в составе РСФСР-РФ с 1944 года) Исследование появилось только сейчас и его автор финн(!). Ему, очевидно, было проще ездить по финским и российским (!) архивам. И мы (широкая общественность) об этом узнаем благодаря ПЕРЕВОДЧИКУ - историку Баиру Иринчееву. Т.е., получается, что финнов геноцид русских в Финляндии интересует, а оскорбленных российских историков нет? Если судить по НАШИМ книжным магазинам мы (профессиональное сообщество российских историков) проигрываем борьбу за информационное поле в НАШЕЙ СТРАНЕ. Вот за это мне стыдно.

  • Суржик Дмитрий Викторович / к.и.н.

    Надежда, российские историки (а не фантазеры из мира "кровавой гебни" и "превентивного удара") многое делают для публикации источников. В большинстве изданий последних лет (будь то "Вестник МГИМО(У) МИД России к 65-летию Великой Победы", 12-томник "Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов" или российско-белорусско-украинская "Страна в огне") есть весьма значительные документальные приложения.

    Григорий, несколько комментариев к вашим комментариям.
    1. Ходожник здесь выступает в качестве прыщавого подростка, у которого возникают известные проблемы как с сексом, так и с самоутверждением. Подобный способ самовыражения неприемлем с точки зрения моральных норм нормального, психически здорового общества.
    2. Заголовок "антироссийская истерия" полностью соответствует содержанию материала, ибо истерия - "психические расстройства (невроз, психопатия), проявляющиеся демонстративными эмоциями, стремлением привлечь к себе внимание" (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/20422). Так и обстояло дело с этой пошлой скульптурой, пока здравомыслящие поляки не выступили с протестом против этой низкопробной (как по замыслу, так и по исполнению) лепнины.
    3. Страдания художника - вещь неотъемлемая. Без мук творчества нет этого самого Творчества. Помните, как в одном фильме было сказано: "Запомни! Если артист не конченый, если художник не полное дерьмо, они в своём творчестве открывают людям себя, поэтому загибаются рано, их просто больше не остаётся — они всё раздают. Это понятно?" Здесь же "художник" занимался публичным рукоблудием.
    4. Перед тем, как называть эту сублимацию историческим фактом, для начала найдите хоть одно историческое свидетельство (не пустопорожний слух, а документ) того, что данный факт имел место в истории.

    Константин, объясните, пожалуйста, мы еще должны каяться за то, что очистили Европу от нацизма? То есть не надо было уничтожать гитлеров, антонеску, муссертов и прочих? Надо было оставить Треблинку, Майданек и Аушвиц? Может быть, мы должны посыпать голову пеплом за "Армию Андерса" (снабженную, одетую, обутую и отданную созникам осенью 1941 - весной 1942 гг., отстаивавшая независимость Польши в Иране) или за "Войско Польское", которое вместе с советскими частями освобождало Речь Посполитую? Или мы должны каяться за то, что мы, сами разоренные войной, начали помогать этим странам восстанавливаться? Может, нам еще попросить прощения за 60 тысяч тонн хлеба для освобожденной Варшавы, переданной ей в январе 45-го? Или попросить прощения за то, что мы наладили снабжение Берлина?
    Константин, действительно, что нам делать с ущербным сознанием польской элиты и отдельных "ХУДОжников"? Есть совместная комиссия историков, с огромным скрипом (не по вине российской стороны) идет работа над совместным учебником по истории.

    Алексей, жму Вашу руку!

    И в заключение, касательно толерантности к "творчеству". Толерантность - медицинский термин, обозначающий неспособность организма сопротивляться инородному телу. Полная толерантность - это смерть.

    • Соколов Алексей / аспирант

      Взаимно!)

    • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

      Дмитрий, рад что Вы внесли в наш разговор толику плюрализма.
      По существу:
      1. Прыщавые подростки и их сексуальные проблемы меня не интересуют. И Ваш взгляд на их сексуальные проблемы - тоже. Даже если Вы употребили этот образ для более точной характеристики оппонента, подобный ход мысли несколько контрастирует с форматом федерального портала история.рф, созданного при Министерстве Культуры. То, что Вы добавили потом про неприемлемость подобного способа самовыражения - банальность и следствие простой невнимательности. Обратного я не доказывал.
      2. Определение, которое Вы приводите, устарело уже на момент публикации (там в скобочках есть дата - 2000 г.), поскольку в 1999 РФ перешла на МКБ-10, где диагноза "истерия" нет, а есть "истерическое расстройство личности". Этот ход мысли слегка настораживает - медики от понятия отказались, а историкам Вы его предлагаете использовать. Видимо, для большей наукообразности. Даже если это случай клинический - это повод для обсуждения другой научной и профессиональной среде.Если бы вы посмотрели историческую и социологическую литературу, то должны по идее знать, что устойчивое словосочетание "анти ... я истерия", как правило, используется для характеристики состояния общества, а не отдельного человека. Если добропорядочные поляки потребовали возмутившую их статую убрать и ее убрали - это явно не проявление антироссийской истерии в Польше.
      3. Не впечатлила цитата. На мой взгляд - плоско и пошловато. Если Вам нравится - возражать не буду: творите, так как сами написали! Однозначно радует,что хотя бы по неназванным фильмам Вы смогли составить собственное представление об искусстве.
      4. Перед тем, как давать мне поручения - настоятельно прошу уточнить, что именно я якобы называю "историческим фактом".

      Я понимаю, что Вам больше нравится писать про "кровавую гэбню", но, извините, это несколько не по теме. До Вашего эмоционального текста слов здесь таких не употребляли. За ненадобностью. Не стоит все превращать в балаган.
      И последнее. Вы правда не в курсе, что есть Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 года? Или есть какое-то более веское объяснение Вашему экстравагантному выпаду?

  • Суржик Дмитрий Викторович / к.и.н.

    Алексей, очень рад, что у нас в стране еще остались люди со здоровой психикой, а не с комплексом неполноценности перед наглыми и вороватыми соседями!

    Продолжу касательно морали и даже позволю себе процитировать выступление В.В. Путина на Валдайском форуме: "Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство". Что и показал этот гадкий "памятник".

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    Итак, небольшое резюме дискуссии и конструктивные предложения.

    Приходится констатировать высокую степень актуальности мемориального аспекта заявленной темы. Для всех участников дискуссии вопрос о памяти стоит очень остро и предполагает самое пристальное внимание. Вместе с тем информационный повод не соответствует уровню проблемы. Отдельная выходка эксцентричного человека, взбудоражившая профессиональное сообщество, заслуживает порицания. Однако повышенное внимание к ней со стороны российской общественности недопустимо, поскольку усугубляет атмосферу скандала и тем самым работает на провокатора. Сам факт повышенного внимания вызывает некоторое недоумение, потому как не менее резонансные проблемы, такие как факт мародерства в отношении воинских захоронений РИА в Калининградской области (о которых здесь сообщал Константин Пахалюк) или упомянутый мной выход на русском языке книги финского историка Ларса Вестерлунда, посвященной этнической чистке против русского населения Выборга в 1918 году, не были удостоены заявления, аналогичному обсуждаемому здесь. Такую избирательность я считаю недопустимой.
    Возвращаясь к ситуации с «памятником», я считаю необходимым обратить внимание на то, что сама организация полемики не выдерживает критики. Ни РФ, ни профессиональное сообщество российских историков не обязаны и не должны объяснять значение жертвы и подвига советских солдат отдельным недалеким и неадекватным гражданам других государств. В этом отношении крайне недальновидно вырывать в ходе полемики тему советско-польских отношений из общего контекста мировой борьбы с фашистской агрессией, поскольку это выглядит как попытка оправдаться и потворствует самым уродливым проявлениям польского национализма. Вместе с тем мы обязаны требовать неукоснительного соблюдения законодательства о статусе мемориальных объектов от Польши и иных государств.
    В данном конкретном случае настоятельно необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
    Следует ли рассматривать установку скульптуры как политический манифест, направленный против послевоенного политического устройства? В этом случае речь идет об оспаривании суверенитета республики Польской над Гданьском, Щецином и рядом других территорий. Если речь идет о политическом заявлении, то хотелось бы увидеть решение этой проблемы демократическим образом посредством референдума в Польше, который должен конец спекуляциям над памятью наших соотечественников.
    Если речь идет о манифесте гуманистического характера – то остается сожалеть, что автор выбрал столь затасканную и двусмысленную тему. Достойно сожаления, что автору скульптуры не хватило гражданского мужества на увековечивание страданий немецкого населения Данцига в ходе систематической и насильственной депортации с мест исконного проживания, осуществленной польскими властями в 1945-1947 гг. И особого сожаления достоен тот факт, что молодой художник не нашел иных средств для реализации своего замысла, кроме эксплуатации самых пошлых и мерзких штампов современной массовой культуры.
    Если это деяние не преследовало выше заявленных целей, я считаю необходимым заявить о недопустимости самоутверждения за счет памяти мирных жителей и воинов, погибших по вине немецко-фашистких агрессоров, чью память мы чтим и скорбим о их жертвах.

  • Мягков Михаил Юрьевич / д.и.н.

    Установка памятника "Насилие", сюжет которого - изнасилование женщины советским солдатом, является откровенно безобразным актом, который идет вразрез с общепринятыми нормами морали.

    Но мы, безусловно, должны поддерживать те здравые силы польского общества, которые выступили с осуждением указанной скульптуры.

    Было бы очень желательно услышать от Сейма Польской Республики правовую оценку словам депутата Европарламента от Польши Р. Чарнецкого касательно этого памятника, а именно: выражал ли депутат свое личное мнение или говорил от лица своей страны?

    Можно только присоединиться к заявлению депутата Государственной Думы РФ Ф.А. Клинцевича, сделанному 19 октября 2013 г., где он требует официального извинения как от автора данной скульптурной группы Шумчика, так и от Р. Чарнецкого.

    Подобные демонстративные акции, не имеющие под собой никаких исторических оснований, могут развернуть вспять процесс улучшения польско-российских отношений, положительный импульс которому был придан визитом Патриарха Московского и Всея Руси Кириллом в Польшу и совместным обращением предстоятелей двух Церквей, подписанным 21 августа 2012 г. Цель нашего внимания к выходке в польском городе Гданьск является как раз не допустить нового витка антироссийской истерии в соседних государствах.

    Мягков М.Ю. - научный директор РВИО

    • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

      Заявление в предложенных Вами формулировках полностью поддерживаю.
      С уважением, Григорий Бакус


Яндекс.Метрика