Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Татьяна Мягкова

журнал "Подмосковный летописец"

Сделано в России!

Прибывая в стране Суоми, Владимир Путин преподнес матери президента Финляндии павловопосадский платок в подарок. Этот, неприметный на первый взгляд, жест очень привлек внимание наших СМИ. Еще бы! Ведь он напомнил нам о том, что не все еще пока в нашей стране made in China.


И именно в это время проходит очередной автопробег, организованный Союзом журналистов Подмосковья, на этот раз по нашим, ближайшим к Москве, «сувенирным городам». Представители СМИ отправились в путь, для того, чтобы больше узнать об истории народных промыслов и понять проблемы, с которыми столкнулись сейчас наши мастера. Уже позади Гжельская земля, покоривший всех участников своей красотой, город Раменское, Павловский Посад и Ногинск.  


Так вот, возвращаясь к президентскому подарку…


25 июня журналисты из разных городов и районов Подмосковья, побывали в Павловском Посаде. Сначала, нас познакомили с экспозицией музея истории русского платка и шали. Основой его фондов стала коллекция жителя города Владимира Федоеровича Шишенина. Сейчас он является директором этого музея. Владимир Федорович лично провел нас с экскурсией по залам. Человек, увлеченный своим делом, всегда совершает, пусть небольшое, но чудо – нарядные витрины вдруг ожили и мы ощутили дух того времени, когда платок и шаль были желанным подарком любой моднице. Абстрагировавшись от стилей, навязанных нам нынешними кутюрье, мы прочувствовали всю красоту и самобытность русского дизайна. Окунулись в историю страны, через удивительные произведения русских мастеров, иначе не назовешь парадные тематические платки, созданные по случаю победы в 1812 году, трехсотлетия династии Романовых и т.д. Владимир Федорович рассказал и историю создания Павловопосадской платочной мануфактуры, куда мы и направились после завершения экскурсии.


Шелковая фабрика крестьянина села Павлово Ивана Дмитриевича Лабзина, основана в 1795 г. Сначала это она представляла собой ткацкие светелки, где использовался ручной труд. На фабрике трудились около десятка вольнонаемных работниц, вырабатывавших шелковые платки «средней руки» да «плохой доброты». Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним, сменяясь поколение за поколением, богатели и хозяева. Внуки Ивана Лабзина из-за необходимости вести торговлю «по разным городам» перешли в купечество. К середине ХIX века предприятие перешло к его правнуку Якову Лабзину, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. В начале XX в. "Товарищество Мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова" - самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2000 человек. После октябрьской революции мануфактура была национализирована. После сложных исторических и экономических перипетий предприятие в Павловском  Посаде стало монополистом в области изготовления  платков с набивным рисунком с огромным штатом мастеров, художников и операторов. Но после развала СССР, как и многие предприятия, фабрика была на грани исчезновения. Но, к счастью для всех нас, фабрика устояла.


Нашу делегацию встретил заместитель генерального директора Долгов Вячеслав Геннадиевич. Он, как хороший хозяин провел по фабрике. Показал нам, как проходит процесс производства от художника до глажки. Что поразило – высокая доля участия ручного труда. Здесь машины просто не способны сработать лучше человеческих рук. Мастеров выращивают в прямом смысле слова. Главный художник, Зубрицкий Виктор Иванович начинал работать на фабрике в качестве копировщика в 1963 году. Сейчас он рассказал нам, что по-настоящему художник становиться мастером спустя три года после прихода на фабрику. После художественной школы и художественных вузов человек лишь готов к восприятию всех тонкостей работы над созданием эскизов новых платков. Мудреное, требующее точности и аккуратности дело – печать платков – самый механизированный процесс, но и здесь без опытного оператора не обойтись. Причем это мужской труд. А вот после того, как краска на платок уже нанесена и высохла – изделие переходит в заботливые и умелые женские руки, которые и разрежут как нужно полотно, и бахрому сплетут так, как ни одна машина еще не научилась, и отутюжат готовый платок, подготовив его к продаже. По сути это настоящий «хэнд мэйд».


Конечно, еще есть к чему стремиться. Но я поймала себя на мысли, что в наше время очень важно то, что существуют и стараются расти и развиваться предприятия, которые производят эксклюзивную, достойную продукцию. Это не только наша экономика – это наша культура и наше будущее. Павловопосадская мануфактура, как батарея капитана Тушина из романа Война и Мир: когда войска в панике отступали, эта батарея стояла на смерть, и постепенно к ней стали стягиваться люди, которые видели, что выстоять можно и должно. Так и в России сейчас необходимо поддерживать такие производства, если мы хотим оставаться страной, а не сырьевым придатком развитых стран. Надеюсь подарок Путина – это добрый знак для нас всех!

0 Комментариев


Яндекс.Метрика