Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

«Простые истины». Беседа И. О. Елеференко и А. Арендаренко с депутатом Госдумы А. В. Ильтяковым. Часть 2

А. Арендаренко: Дорогие братья и сестры! Радиостанция «Радонеж» продолжает вещание, в эфире очередной выпуск передачи «Простые истины». И сегодня в нашей студии вновь Игорь Олегович Елеференко и наш гость – депутат Государственной думы Александр Владимирович Ильтяков. Нам тем более приятно, что Александр Владимирович еще и член Комитета по развитию гражданского общества и по вопросам общественных и религиозных объединений, то есть отстаивает в Государственной думе в том числе и наши с вами интересы.


Сегодня мы продолжаем разговор о реализации планов строительства храмов в Курганской области, к осуществлению которого причастен наш сегодняшний гость. 


И. О. Елеференко: Позвольте мне тоже поприветствовать наших дорогих радиослушателей. Я думаю совершенно неслучайно Бог свел меня с Александром Владимировичем. Мы – братья по духу, братья по Вере, и цель нашего общения в студии – показать нашей православной общественности тот путь созидания, по которому надо идти нашему обществу.


Мы, к сожалению, очень мало знаем о том, как меценаты, как люди с огромной православной инициативой действуют в глубинке. В столице – проще. Потому что в Москве эту работу каждый день видишь; вчера проезжал, здесь маленький храм стоял, а тут глядишь – стены стоят, купола золотом сияют.


Поэтому все-таки хочу задать нашему гостю следующий первый вопрос. Делается по России много, а информации мало. Создается впечатление, что  вы все-таки немножко разрознены. Как вы вообще относитесь к идее того, чтобы каким-то образом большинство людей, которые занимаются благотворительностью и храмостроительством в российских городах, в российских губерниях, все-таки постарались объединиться?


А. В. Ильтяков: Спасибо большое, что пригласили в очередной раз на передачу. Хочу сказать, что мы уже объединены. И в каждой епархии, в каждой митрополии, я уверен, есть такие люди, которые неравнодушны к будущему Российского государства, идентичности нации русской, патриоты. Толстой дал определение патриотизму: «Патриот – это не тот, который устами глаголет, а который истинно переживает боли и радости своей страны и считает себя неотъемлемой частью этой земли». И я считаю, что мы уже объединены Русской православной церковью.


И. О. Елеференко: Я считаю, что вопрос не в объединении в форме создания некоего движения, а объединении именно информационного.


А. В. Ильтяков: А вот это да, этого часто не хватает.


И. О. Елеференко: Ведь вместе гораздо проще делать это огромное дело. Если ты знаешь, что делают твои соседи, если ты знаешь, что делается на другом конце страны. К сожалению, ну нет у нас полного объема информации об этом для укрепления морального духа и веры православных людей. Они должны знать, что процессы православного возрождения идут  по всей стране. Потому что, когда наблюдаем варварское уничтожение храмов в Европе, превращение их непонятно во что, не только мы в своей стране, но и там, за ее пределами, все должны увидеть, что у нас идет просто фантастическое возрождение Христианской Веры! В мире должны смотреть на нас и видеть путь к Спасению. Вот почему я и говорю, что должно быть некое информационное поле, в котором вы могли бы общаться и давать людям информацию о своей деятельности. Вот мы сегодня видим фотографии, которые вы принесли, мы слышим ваши рассказы…


А. В. Ильтяков: Вы знаете, о построенном у нас храме услышали уже не только радиослушатели, но и еще и телезрители. В искаженном виде, к сожалению. В известной программе прозвучали слова о том, что один депутат Государственной думы задекларировал в собственности личный православный храм. Это еще по-божески, со смехом, конечно, с издевкой, потом пресса буквально взорвалась: «Что это ты там приватизировал?! Как это “личный храм”?!» Я объяснил это очень спокойно: нам никто не разрешал строить храм вообще на территории села Частоозерье. Почему? Да потому что когда-то, во времена Смуты, когда проходила гражданская война, это село захватили марксистско настроенные люди. И они взорвали храм, который там находился в центре самого поселения. Следом, через неделю буквально, это село захватывает Колчак и, собрав этих всех комиссаров,  заставил их рядом с храмом выкопать яму и в ней их всех живьем зарыл. 38 человек. И когда мы решили восстановить историческую справедливость («давайте восстановим храм на этом месте»), провели местный референдум, на котором народ вынес решение: стройте, мол, свой храм на помойке, места там много. Я не стал ни с кем спорить, не стал никому говорить злых слов. Обратился к отцу Арсению, настоятелю Свято-Казанского Чимеевского монастыря. На что он мне сказал: «Не надо никого дергать за усы. Возьми найди какое-нибудь место получше, выкупи его и строй сам по себе, никого не дразня, на частной территории». Я приехал обратно в село, проезжаю мимо того места, которое купил себе под постройку дома когда-то, глядь налево – а ведь это самое высокое место, лучшее в селе! Глядь на него – нет, как-то жалко отдавать… Потом говорю себе: «Слушай, что значит – жалко?! А для чего жить-то на этой земле?! Творить надо, строить, вершить и жертвовать – вот то, что жалко, то и отдай!» Купил еще пару домиков рядышком, с правой и с левой стороны. Снесли мы эти домики, разровняли землю и начали потихонечку строить. Ну а коль земля принадлежала мне, то и храм до сих пор юридически числится на мне!!! Вот такая история. Но это, конечно, не значит, что это в прямом смысле моя собственность. Это дом Бога не земле, ежедневно совершается там литургия, службы, и в праздники приходит до 250 человек – максимальная вместимость одного этажа этого храма. Он двухпридельный, двухъярусный. На первом этаже располагается огромное крестильное помещение. Храм освящен в честь Рождества Христова. Не случайно на территории этого храма стоит памятник Георгию Победоносцу. С чем мы ассоциируем эти два символа, два понятия? Рождение Христа! С приходом Господа на землю, «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», у нас появилась вера в Воскресение. Что делает Георгий Победоносец – символ государства Российского? – Побивает на земле дьявола – «между семенем твоим и семенем моим проложу вечную вражду, оно будет жалить тебя в пяту, а ты будешь бить его в главу». Вот о чем здесь идет речь! И, повергая змея на земле, прежде всего мы повергаем грехи в человеческом сердце. Это – борьба с самим собой, борьба с леностью, с тунеядством, с пьянством и прочими пороками.


Этот памятник Георгию Победоносцу увенчан флагом Российской империи, который до 29 апреля 1896 года был официальным флагом Российской империи, под которым мы, к счастью, больше побеждали, чем были повержены. Внизу у него идет черная полоса – это земля, это наше достояние. Дальше идет желтая полоса – это золото, это гордость государства, это то, что мы имеем. И белая полоса – это чистое небо над головой, свобода, честь. Вот такое значение этого великого российского имперского флага. Вот, пожалуй, и рассказал вам о том храме, который построен на территории села Частоозерье Курганской области. Первый храм каменной постройки за последние 100 лет был открыт 5 января 2012 года.


А. Арендаренко: Потрясающей красоты! Храмы все великолепны, но этот настолько красив, что я недаром спросила у вас, кто же архитектор?


А. В. Ильтяков: Это собирательный образ. Мы собрались в Екатеринбургской епархии… Почему я говорю «мы»? Я не один когда-то создавал мясоперерабатывающее предприятие на этой территории. Вместе со мной его организовали мой друг армейский Дмитрий Каширин и мой брат Дмитрий Ильтяков. И вот мы приехали в Екатеринбургскую епархию и говорим, что дали обет Богу – построить храм! Начали смотреть картинки и т. д. и увидели те башенки, которые нам понравились. Оказалось, что это византийский стиль. Этот собирательный образ мы оформили в одну архитектурную постройку и получили вот такой храм.


А. Арендаренко: Спаси вас Господи!


И. О. Елеференко: Дело в том, что я знаю, что у вас есть один удивительный проект. Почему я хотел задать вопрос именно об этом? Потому что сейчас мы как раз вспомнили историю уничтожения храма красными, убийство белыми красных. Я знаю, что уже много и давно идет разговор о том, чтобы каким-то образом найти монументальную форму, чтобы в памятнике выразить некое примирение тех, кого противопоставила друг другу катастрофа Гражданской войны. Потому что, пока она не закончится, а она в душах многих еще существует, мы все-таки не сможем сплотиться, чтобы к Богу идти. Я в одной из передач вспоминал то, что сделали испанцы, которые тоже пережили кровавую гражданскую войну. В Испании существует известный памятник, который называется Valle de los Caídos  («Долина павших»), в которой захоронены павшие как франкистских войск, так и республиканских. Это было решение генерала Франка, который таким образом хотел примирить свой народ. Причем мемориал расположен под огромным крестом, потому что понятно, что, как бы там ни рассуждали представители революционной, скажем, части той гражданской войны, все равно они воспитывались в христианских семьях. Формирование-то у них было христианским, и по большому счету они проповедовали идеи Христа, другое дело, как жили… Правда, к сожалению, сейчас надо признать, что местные левые либералы подняли вопрос о том, чтобы убрать оттуда тело генерала Франка. Там его саркофаг. Это тоже своего рода вопрос, как растоптать свою историю. Поэтому я хочу, чтобы вы нам поподробнее рассказали о своем проекте. Поскольку вы первый, кто не на общенациональном уровне (где это все еще обсуждают), а в сердце России не просто придумали, не просто разработали, но и приступили к воплощению  идеи открытия памятника «Народного примирения». Как вы его видите?


А. В. Ильтяков: Спасибо большое. Как мне кажется, мы нашли глубину и суть решения. Известный скульптор города Кургана Лев Головницкий когда-то создал триптих под названием «Мой век». Одна из частей этого триптиха как раз посвящена ужасным событиям того времени, когда брат шел на брата, сын на отца. Курган не обошла лихая година… И вот как раз в центре города есть бывшее кладбище, а сегодня это городской сад, где буквально и красных, и белых хоронили в общей братской могиле. Когда скульптор эту историю прочел, он это выразил в одной из композиций триптиха, где посередине стоит мать со скорбящим лицом, внизу на столе лежит краюха хлеба, поделенная надвое, с правой стороны от нее стоит красногвардеец с перевязанной головой, а с левой стороны – ее сын-белогвардеец. Он с ненавистью смотрит на брата, а за ними далее располагается лаз и отдернутая занавеска, как будто он, красный, только что слез оттуда, где прятался. Брат-белогвардеец, заскочив в материнский дом, хочет его в буквальном смысле слова уничтожить, испепелить своим взглядом. Однако мать говорит: «Дети, вы же для меня одна плоть! Примиритесь!» А внизу лежит разбитая крынка – как разбитое счастье. Насколько глубокий символ заложен вот в этой скульптурной композиции! И мы, Российское военно-историческое общество, председателем которого на территории Курганской области я являюсь, как раз в год 100-летия тех трагических событий предложили установить на территории Курганской области эту скульптурную композицию. Она будет высотой четыре с лишним метра, отлита из бронзы, подход к ней будет из камня, как из фундамента веры. И на памятнике будет написано «Примирение».


А. Арендаренко: А где это будет установлено?


А. В. Ильтяков: Это будет прямо на тех самых костях – и красных, и белых, на братской могиле в городском саду, в центре города Кургана.


И. О. Елеференко: Скажите, я не сомневаюсь, что ваша идея нашла поддержку как в центре, так и у местного руководства…


А. В. Ильтяков: Вы знаете, мы с губернатором эту тему уже очень плотно обсуждаем. Да и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский двумя руками за и обещал помочь! Уже объявлен сбор средств. Это должен быть народный памятник, и многие подключились. Я уверен, что в течение этого года мы воздвигнем этот мемориальный комплекс. Он станет не простым украшением для Кургана, а напоминанием о тех страшных событиях. И дай Бог, чтобы он помог нам осознать общую трагедию прошлого! Если мы не примиримся – не будет у нас сильного государства. Красные, белые, желтые, зеленые – все должны примириться воедино во имя общего будущего великого государства под названием Россия. Только тогда мы можем по-настоящему стать снова великим народом.


И. О. Елеференко: Я думаю, что первым шагом к окончательному завершению Гражданской войны был в свое время Акт о каноническом общении, подписанный между РПЦ и РПЦЗ. Я считаю, что тем историческим событием был дан старт тому, что мы наконец осознали, что необходимо примирение и что мы – единая нация. Вы очень хорошо об этом сказали. И я полагаю, что такой шаг, как возведение этого памятника, тоже некое напоминание не только курганцам, не только области, но всей стране, что она, гражданская война, наконец-то должна в наших сердцах закончиться, должна закончиться война памятников, война мнений, война всего. Да, у нас была великая трагедия, мы должны друг перед другом покаяться… и примириться наконец!


А. В. Ильтяков: Да, но и не забыть уроков истории для того, чтобы этого не повторилось.


И. О. Елеференко: Вы упомянули Российское военно-историческое общество, ведь в большинстве регионов есть его представительства. Как, например, оно функционирует у вас в области?


А. В. Ильтяков: Мы активно взаимодействуем с местной властью. Я вам прямо говорю, есть у нас конкретные задачи – построить памятник в честь событий таких-то или, например, провести военно-патриотический лагерь, поддержать какое-то патриотическое движение, мы на уровне совета при губернаторе, на уровне руководства, отделения Российского военно-исторического общества, которым я руковожу объединены общей целью и задачей – воспитанием нашего подрастающего поколения. Мы собираемся с руководством всех обществ (нашего, Исторического, Географического) на площадке Курганского государственного университета и проводим постоянные совещания, кто чем собирается заняться и какая форма поддержки необходима. Не всегда нужны деньги. Порой, благодаря такому взаимодействию, мы можем сами многое решить. И в большей части, к счастью, это и решается. Так вот я хочу сказать, что за последнее время Российским военно-историческим обществом на территории Курганской области были проведены три масштабные выставки, в том числе и выставка «Мифы о войне», два патриотических лагеря, в которых провели смену кадеты, дети из обездоленных семей, приблизительно в количестве 450 человек за смену. Там патриотическое воспитание эффективно проводится. Мы установили памятник «Россия», установили памятники Нарышкину, Петру и Февронии, Александру Невскому. И всё это под эгидой Российского военно-исторического общества. Да, финансирование, конечно, отчасти мы изыскиваем сами и в грантовой поддержке участвуем, но в основе всего –  это, конечно же, инициативная группа людей, которая хочет помнить историю своего государства и в части ее военной истории. Потому что все-таки мы – великая нация, в этом я уверен, и те полководцы – Александр Невский, Кутузов, Суворов, Ушаков и многие другие – являются ярчайшими примерами мужества, чести и свободы нашей нации. Это – наша, российская история. Мы должны всё в себя впитать и осознать. Были у нас проигрыши по таким-то причинам, были у нас великие победы по таким-то причинам… Сталин – наш, Петр I – наш, Александр Невский – наш! Это наша история. И хватит уж нам различных конфронтаций! 


Сегодня на территории Курганской области я затеял, как это уже сделано в Москве, еще один проект. Это будет площадь царей и правителей российских. От самого начала и до самого конца, включая и Ленина, и Троцкого, и всех-всех-всех исторических деятелей. На этой скульптурной композиции будет бюст каждого, краткая историческая справка об основных вехах его правления. А дальше будет ссылка (QR-код), и каждый может через смартфон посмотреть глубокую историю, что происходило, какие военачальники были, какие события были, почему ход истории повернулся вот таким образом, а не другим. И эта работа будет проводиться на уровне средней и высшей школы, где будут собраны представительства исторических сообществ, в том числе и ректоры университетов. Где будет участие тех людей, которым небезразлична сама наша история. И мы будем собирать всё, что есть, о разных поколениях.


И. О. Елеференко: Мне очень понравился ваш тезис, что у нас одна история, ее нельзя делить на периоды, редактировать под себя. Мы имеем одну историю. Нельзя заявлять, как в одном, простите, тоже когда-то здесь обсуждавшемся фильме, нельзя показать, что до какого-то момента русичи были дикими и грязными, а вот в одночасье стали другими – высококультурными и просвещенными.


А. В. Ильтяков: Но мы такими не были никогда. Мы Европу мыться научили.


И. О. Елеференко: Вот почему мы всегда в наших программах обсуждаем именно тему фальсификации истории, почему мы вспоминаем военно-историческое общество, труды Владимира Ростиславовича Мединского о мифах России. Потому что история у нас одна, и как только мы где-то допустим немножечко искажения, немножко перепишем ее в угоду кому-то, она тут же начинает сыпаться.


А. В. Ильтяков: Потому что пазлы не подходят.


И. О. Елеференко: Конечно.


А. В. Ильтяков: Врать не надо. Это главное. Говори правду, люди тебя поймут.


И. О. Елеференко: Да, и не просто поймут. Надо людям дать факты. Не толкование фактов, а факты. Чтобы они не совершили ошибок, и в то же время, чтобы у них появился интерес для того, чтобы эти факты изучить. И у каждого родится свое мнение. Каждый человек у нас, слава Богу, образован. Мы пока еще не нация гамбургеров и кока-колы. У нас люди еще умеют думать, умеют анализировать. И дадим им это право – знать правду.


И последний вопрос по военно-историческому обществу, по вашему отделению. Все, что вы делаете на месте, впечатляет. А как осуществляется взаимосвязь с центром? Получаете ли вы какую-нибудь серьезную, даже не финансовую, а прежде всего некую такую информационно-дидактическую поддержку со стороны главного московского офиса и от председателя РВИО Владимира Ростиславовича Мединского? Имеете ли вы возможность вносить свои предложения и получать поддержку? Ведь, что очень важно, не сверху вам поручения спускают, а вы их выполняете, у вас же у самих много инициатив…


А. В. Ильтяков: У нас есть свои идеи, мы обсуждаем на уровне центрального аппарата в Москве, здесь – на уровне Российского военно-исторического общества. И конечно же, совещания, которые постоянно проходят при активнейшем и заинтересованном участии председателя Российского военно-исторического общества. На них мы обсуждаем те или иные инициативы региональных отделений, делимся опытом. Что касается информационной поддержки, то мы на 100 % ею обеспечены. Что касается какой-либо литературы, мы тоже обеспечены на все 100 %. Я бы про финансирование затронул вопрос. Мы не стоим с протянутой рукой. Мол, денег нам дайте, и тогда мы будем трудиться. Мы все объединены под одним флагом российской военной истории. И если мы действительно любим свое государство, то не за деньги трудимся. Если будет грант – слава Богу, хорошо. А если не будет, роптать не станем. Мы всё сами выполним. Пусть не в одночасье, пусть несколько подольше, но, коль уж так, ничего страшного, руки опускать не нужно. Хотя, откровенно говоря, председатель Общества предпринимает (всегда, когда есть возможность) максимальные усилия, чтобы изыскать ресурсы для поддержки проектов именно в регионах. А к коллегам в региональных отделениях я хотел бы с таким обращением обратиться: ребята, не ждите никого, ничего – творите историю своими руками, и будем вместе взаимодействовать во имя нашего великого будущего.


Один из последних памятников, который мы открыли, это был памятник Св. Петру и Февронии рядом с венчальной часовней в селе Частоозерье Курганской области.


Казалось бы, какое отношение имеет Российское военно-историческое общество к совершенно духовному, мирскому празднику? Для меня есть один такой символ: Курганская область выглядит сверху наподобие лежачего неравнобедренного треугольника. На алтарной части, как я уже говорил,  области находится то самое село Частоозерье. Я считаю, что это восточные ворота въезда в Курганскую область. Государство наше крепко вековыми  традициями. И укрепление этого государства начинается с духовного понимания и упрочения семьи! Сотворил Господь Бог человека по образу и подобию Своему, сотворил Он и женщину. Вот глава 24-я, вы знаете, что там говорится: навлекли на человека сон, одно из ребер взяли, создали ему жену, потому что не нашлось ему равного в природе. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Вот о чем говорит скульптурная композиция Св. Петра и Февронии! Когда из одной плоти вырастает скульптура женщины и мужчины, а за ними находится венчальная часовня, которая уже в изголовье своем имеет два креста – один серебряный – женское начало, а второй золотой – мужское начало. Если мы сверху посмотрим на эту часовню, то мы увидим два кольца. Когда батюшка венчает, то на блюде он выкладывает два кольца. Сначала – большое, золотое, а затем внутрь – серебряное кольцо, то есть мужское и женское начала. То же самое, если посмотреть на эту венчальную часовню с высоты птичьего полета. Мы с вами увидим те же самые два кольца. Будет крепкая семья, будет и великим наше государство. На чем и строится идеология и нашего военно-исторического общества. Мы несем ответственность за крепость семьи. Я планирую, что у нас будет и демографическая проблема решена, и укрепится любовь к родине в связи с такими символами, которые мы здесь закладываем. Хочу сказать, что в Частоозерье начиная с 2007 года численность населения только увеличивается. Если там когда-то было 2900 жителей, то на сегодня проживает уже 4000 человек, из которых 1000 человек – это дети, живущие в самом селе.


А. Арендаренко: Я думаю, туда едут венчаться со всей области.


А. В. Ильтяков: Уже есть такие факты. Владыка Иосиф Курганский и Белоозерский освятил эту часовню в прошлом году, 14 октября. И люди приехали и из других мест области туда венчаться. Сам владыка их венчал. Это грандиозное событие! А какая красота, когда там поют…


И. О. Елеференко: Во всей нашей беседе, во всех ваших проектах меня поражает другое, я постоянно спрашиваю: «А кто скульптор? Кто архитектор? Кто автор идеи?». Вы знаете, наш гость молчит. А ведь автор большинства идей сидит вместе с нами.


А. В. Ильтяков: Нехорошо как-то говорить про это…


И. О. Елеференко: Нет, я имею право. Это не вы, это Господь дал вам некое послушание, чтобы вы это делали.


А. В. Ильтяков: Что самое интересное… Знаете, когда я задумывал этот памятник, то планировал поставить его ровно посередине часовни. И вот с одной стороны ее сфотографировал, с другой. На следующий день прихожу, с обратной стороны делаю снимки, когда светло было. И когда я сфотографировал памятник в противоположную сторону от часовни, то обомлел: крест на колокольне находится ровно посередине памятника, на одной оси. Но я этого не задумывал! Место установки определилось как бы само по себе…


И. О. Елеференко: Это не само по себе, это именно по промыслу Божию.


А. Арендаренко: Склоненные друг к другу муж и жена, по образу Святой Троицы на известной рублевской иконе. Две склоненные головы, а между ними сияет крест часовни.


А. В. Ильтяков: 8 июля мы открыли этот памятник, в день памяти Петра и Февронии.


И. О. Елеференко: Мы сейчас оба под впечатлением от нашей беседы с вами, потому что перед нами открылось такое возрождение православия и духовности в русской глубинке. Я не сомневаюсь, что это не только наше ощущение. Вот то, что мне дает огромный позитивный настрой в этой жизни. Обсуждая то, что делаете сегодня вы, мы нашим радиослушателям представляем пример того, как нужно жить – жить во имя Веры, во имя будущего, во имя нашего народа. Я искренне желаю вам прежде всего здоровья, чтобы Господь продолжал давать вам всё новые и новые послушания. А во-вторых, что немаловажно в нашей жизни, чтобы вы всегда находили поддержку у местной исполнительной власти, потому что от этого очень много зависит. Я вижу, что у вас складываются правильные, позитивные отношения и с губернатором, и с главой местной епархии. Так что, я думаю, что соединение всех этих составляющих, понимание цели, плюс поддержка из Москвы от руководителя РВИО гарантируют вам успех, все ваши планы сбудутся.


А. В. Ильтяков: Благослови Господи!


И. О. Елеференко: Чего я вам и желаю. Надеюсь, что через некоторое время мы вновь вернемся вместе в эту студию, и вы нам будете показывать уже другие, новые фотографии храмов и памятников, возведенных по вашей инициативе. А мы будем здесь вместе радоваться вашему созидательному труду!


А. В. Ильтяков: Спасибо!

0 Комментариев


Яндекс.Метрика