Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Рецензия на книгу Ю.В. Кудриной «С высоты престола. Император Александр III и императрица Мария Федоровна» (М.: Русскiй Мiръ, 2013.– 576 с.)

В конце прошлого года вышла в свет новая книга старшего научного сотрудника ИВИ РАН к.и.н. Ю.В. Кудриной «С высоты престола. Император Александр III и императрица Мария Федоровна». Работа, как видно из названия, посвящена одному из самых малоизученных российских самодержцев, в отношении которого в российском обществе стереотипы соседствуют рядом с откровенными мифами, Александру III. Его тринадцать лет правления, начавшись в период народовольческого террора, стали временем кратковременного общественного успокоения и вызванного им бурного роста промышленности, науки и искусств (открытие Русской оперы, Русского музея, Русского национального театра). Подобное противоречие: взлет России при уничижительных характеристиках верховной власти – невольно приводит рядового читателя (а порой и специалиста) в замешательство. Однако это смущение легко объяснимо, если обратиться к словам современников (деятелей науки и искусств), а не более поздних тенденциозных исследователей. Выдающийся русский химик Д.И. Менделеев описывал эпоху Александра III следующим образом: «Люди, прожившие Его царствование, ясно сознавали, что тогда наступила известная степень сдержанной сосредоточенности и собирания сил, направленных к простой объединенной мирной внутренней деятельности...»[1]


Содержание книги полностью соответствует задаче отразить внешние, очевидные успехи как следствие внутреннего, духовного роста. Главным действующим лицом в труде является императорская чета, а после скоропостижной смерти Александра III – императрица Мария Федоровна. В отличие от других историков, Ю.В. Кудрина уделяет большое внимание общественной и культурной жизни страны в 1881 – 1894 годах. На ее страницах крайне редка экономическая статистика, поскольку книга полностью посвящена царю и царице, а также тому влиянию, которое они непосредственно оказывали на представителей различных искусств и наук, вливанию последних через различные государственно-общественные организации (Историческое, Православное палестинское и иные общества), а порой – и напрямую, посредством личного убеждения царем (как было с С.Ю. Витте) – в государственный аппарат. Таким образом патриотически настроенные общественные деятели могли напрямую влиять на государственную политику. И здесь читателей ждет еще одно открытие. Привычные штампы о «разгуле реакции» рассеиваются перед лицом фактов  свидетельств современников: прямая моральная и материальная поддержка Александра III передвижникам, П.И. Чайковскому, его деятельное участие в судьбе музеев (Исторического и Русского) и укрепление исторической памяти через возведение памятников. Тем самым нашли свое воплощение слова Ф.М. Достоевского: «Общество основывается на началах нравственных; на мясе, на экономической идее, на претворении камней в хлебы – ничего не основывается»[2]. Отсюда видна новизна книги Ю.В. Кудриной – освещение культурно-просветительской деятельности царя-миротворца, вошедшего в историю своим заветом: «Распространение искусства – есть дело государственной важности»[3].


Важную роль играет обширное приложение, дополняющее мысли автора о главной заслуге Александра III – создании духовного фундамента, который позволил России прожить без сильных внутрених потрясений с 1881 по 1905 годы. Как убедительно доказывает Ю.В. Кудрина, государственные преобразования в России последней четверти XIX века были не «контрреформами», но чрезвычайно важными уточнениями, корректировкой «великих реформ» Александра II к российской действительности и адаптации России к капиталистической эволюции.


К сожалению, в книге отсутствуют сноски на источники, но этот недостаток, вызванный форматом издания, вполне компенсируется обширными справочно-биографическими материалами, которые позволяют судить о глубине воздействия александровской «политики успокоения и упорядочивания реформ» на самые разные стороны жизни в России.


Думается, эта книга будет важной не только научной, но и духовной опорой ее читателям в наше непростое время.






[1] Цит. по: Менделеев Д.И. Познание России. Заветные мысли. М.: Эксмо, 2008. С. 293.




[2] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1876-1877. М., 2004




[3] Кудрина Ю.В. «Распространение искусства есть дело государственной важности». Как Александр III встал на сторону художников Товарищества передвижников в их споре с академиками // Литературная газета, № 19. 2008, 7–13 мая.



0 Комментариев


Яндекс.Метрика