Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Александр Дюков

Историк, публицист

Война и образование. Чему учить солдата, чтобы победить

Ну что ж, раз уж разговор пошел, давайте про образование и войну.


Вот конец 1916 года. Где-то в белорусских болотах в холодном окопе сидит солдат российской армии. По происхождению своему он крестьянин, знает, как растёт пшеница, когда сеять, когда жать, как договариваться с соседями, чтоб помогли. То, что он видит на фронте, выходит за рамки его понимания. Они с товарищами сидят в окопах и блиндажах, по ним стреляет вражеская артиллерия, иногда они ходят в атаку на немецкие позиции – и откатываются, оставляя тела погибших. Но это – не так уж часто, чаще артиллерийский обстрел да промерзший окоп. Все вокруг непонятное, чужое – и смерть рядом.


И вот солдат начинает думать: а зачем я сижу в этом окопе? Для чего?


Потому что так велел царь, Божий помазанник, – а значит, такова Божья воля? Но у царя-то в доме творится неладное, царица с мужиком Распутиным крутит. Да не одна, с дочерьми. И солдаты о том шепчутся, и в газетах пишут. Какой же тогда Николай помазанник, коли в доме своём порядка навести не может? Да и, говорят, немка царица-то. А немцем-то мы и воюем. А ну как она герману помогает? Родная-то кровь не водица. Да и царь наш германскому родственник. Поссорились между собой, а нас на убой гонят.


За Родину? Но у крестьянина-солдата очень слабое представления о Родине как о большой стране с какими-то там интересами. Родина – это родная деревня, поля, отцов дом. Всё это далеко-далеко. А что здесь делать? «Мы вяцкие, до нас герман не дойдёт».


За свою жену? Ну так опять-таки – «до нас герман не дойдёт». Да и что там жена без меня делает? Хорошо что у нас в семье без снохачества – а вдруг? Жжёт солдата подозрение, не верит он жене. Да и как верить, если не сам выбирал, а сговорили? И когда хозяин в доме – не ты, а отец?


Тем временем по окопам газеты запретные ходят – в них про то, как баре да купцы жиреют, пока мы тут в окопах гниём. А еще – про измену генеральскую, про германских шпионов. А ведь кончится война – и ничего мы не получим, земли-то не прирежут. Будут над нами господа опять, которые войны-то и не видели. С холёными пальцами.


Думает солдат урывками, но упорно. Через полгода, когда дисциплина рухнет окончательно, прихватит он винтовку, да и пойдет домой – порядок наводить. В меру своего понимания.


Почему всё это произошло?


Да потому что в современном обществе что для того, чтобы солдат воевал, мало его призвать, одеть в форму, научить управляться с винтовкой и поставить над ним офицера. Солдата нужно воспитать, чтобы он понимал, за что сражается. Как это делалось в первой половине ХХ века?


Во-первых, всеобщее образование – оно не только учит считать-писать, но даёт ученику представление о том, к какой общности он принадлежит, почему его Родина – вся страна, а не деревня, в которой он родился. Это база, без которой никуда.


Во-вторых, идеологическая подготовка в армии. Политбеседы, полковые газеты – это всё не скучные придумки людей, которым нечего делать, это инструмент воспитания солдата и противодействия вражеской пропаганде. А поскольку армия в мировой войне – массовая, идеологическая подготовка тоже должна быть массовой. А следовательно – в армии нужно много людей с образованием выше солдатского.


В-третьих, рабочие к войне индустриального общества морально готовы лучше крестьян. Да и со сложной техникой они лучше освоятся Соответственно, чем большему числу людей даётся техническое образование – тем выше качество призывников. Но для массового технического образования необходимо создать рабочие места – то есть провести масштабную индустриализацию.


К этому всему добавляем то, что мотивации сражаться у главы «малой» семьи (муж, жена, дети) больше, чем у члена «большой» патриархальной семьи (отец с матерью, сыновья с женами, незамужняя дочь, внуки). Потому-то Первая мировая – это непрерывные подозрения солдат «с кем моя-то хвостом вертит», а Великая Отечественная – «Жди меня, и я вернусь» и «Тёмная ночь», поддержанные всею мощью пропаганды.


Для того, чтобы выстоять в Первой мировой, Российской империи необходимо было стремительно модернизироваться – в том числе в области образования. Про школьного учителя, победившего при Садовой, было уже всем известно.


Позитивные изменения шли, планы строились – но к моменту «икс» не успели. И Российская империя не пережила Первой мировой.


Большевики урок выучили - и ко Второй мировой все успели.


Опубликовано: блог Александра Дюкова

0 Комментариев


Яндекс.Метрика