Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Р Редактор

Редакция

Проекты портала

25 февраля 2014 г. состоялось заседание Редакционного Совета портала, на котором были рекомендованы к реализации проекты В.И. Уколовой и А.В. Шубина. Оба проекта будут основаны на идее о том, что Россия является важным сигментом мирового исторического пространства. Они направлены на развитие портала как точки сбора отобранной историками-профессионалами информации о прошлом и ее систематизации. Вероятно, эти проекты будет сопровождать и издание электоронной Всемирной истории, основанной на печатном издании одноименного коллективного труда в 6 томах, подготовленного ИВИ РАН.


Размещаем краткие аннотации проектов для обсуждения экспертами портала.


                                                                 ПРОЕКТ


«СИНХРОННАЯ ИСТОРИЯ»


Руководитель: Доктор исторических наук, профессор Виктория Ивановна Уколова


Президент РФ В.В. Путин поставил задачу широкого внедрения принципов синхронизации в преподавание истории в школе и вузах.


Разработка проекта «Синхронная история» станет составной частью модернизации образовательного процесса в области исторических и других гуманитарных дисциплин. Целесообразность проекта определяется тем, что информационный «натиск» нередко порождает неадекватные реакции на вызовы истории. В последние годы все больше обнаруживается недостаточное понимание молодыми людьми роли России во всемирно-историческом процессе на разных этапах его развития и в современности. Помочь сформировать современное историческое сознание у молодежи наполнить конкретным содержанием заложенные школьным образованием схемы


Проект «Синхронная история» включает составные части.


1. Создание хронологической ленты времени, сочетающей фактическое наполнение, учитывающее историческую реальность России, Запада и Востока, в каждый определенный момент времени. Лента строится с помощью богатого иллюстративного наполнения, с привлечением исторических источников, научной и художественной литературы.


2. Создание отдельных хронологических лент для определенных периодов,  сочетающих экономическую, политическую, социальную и культурную составляющие.


 3. Составной частью проекта является синхронизация истории через портреты исторических личностей. Оригинальный портал «Время и современники» позволит создать объемное представление об истории людей и через них выявить «смыслы времени», в котором они жили и действовали. Небольшой пример: современниками были, например, Иван III, Колумб и Леонардо да Винчи.  Иван III, создавший сильное Московское государство, «открыл» рождающуюся Россию Европе и миру. Синхронно происходит открытие Америки. Гений Леонардо открывает нового человека. Время великих исторических открытий.


 4. Форум учителей. Обсуждение синхронизации преподавания отечественной и всемирной истории. Принцип синхронизации и развитие межпредметных связей с включением исторического материала.


 5. Хроника человечества в художественных и научных достижениях.


 


ПРОЕКТ


Систематизатора гуманитарно-исторического знания


«ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПАС» (далее «Компас»).


Руководитель: доктор исторических наук Александр Владленович Шубин


Важными проблемами развития современного гуманитарного знания являются хаотичность размещения материалов исследований в интернете, отсутствие систем оценки качества и систематизации информации в интернете. Содействовать решению этих проблемы призван настоящий проект.


Речь идет не о справочнике, а о навигаторе, соединенном с интернет-библиотекой. Преимущество проекта «Компас» заключается в том, что пользователь в короткий срок может получить наиболее полную научную информацию по интересующему его предмету. При этом пользователь может не знать фамилий деятелей периода и страны, которые его интересуют в данный момент (что является предварительным условием обнаружения информации в справочнике и энциклопедии).


В случае создания и заполнения систематизатора, пользователь сможет получить следующую информацию по любому периоду истории человечества (включая современность):


Список рекомендуемой литературы по данному периоду и по каждому из стандартных разделов систематизатора. В случае, если данные тексты имеются в интернете (включая библиотеку самого «Компаса»), будут даны соответствующие ссылки. Рекомендуемые работы сопровождаются стандартной аннотацией (не апологетической, как в аннотациях издательств), которая сообщает, каков объем публикации, какого рода новая и обобщающая информация содержится в работе, какова идеологическая позиция автора (если она проявляется в исследовании). Возможны и ссылки на статьи в Википедии, если к ним нет научных претензий у модераторов и экспертов «Компаса».



  1. Информация о персоналиях, сыгравших важную роль в каждой области человеческой деятельности.

  2. Графическая информация (карты и схемы).

  3. Видеоинформация (подвижные карты и схемы, хроника, ссылки на художественные фильмы с исторической аннотацией).


Эта информация будет размещаться на стандартных страницах, доступ к которым пользователь получит, нажав несколько последовательных кнопок – гиперссылок.


По мере заполнения систематизатора он может стать также авторитетной площадкой для публикации оригинальных исследований и рецензий.

5 Комментариев

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    Полностью поддерживаю оба проекта, их реализация весьма актуальна. Если это возможно, я бы в проект «Синхронная история» добавила бы еще три раздела:
    1. «Теория исторического познания» (где был бы дан сравнительный анализ становления и развития изучения истории на Западе, Востоке и России, кратко обозначены основные тенденции в формировании и развитии методологии истории на Западе, Востоке и России, а так же рассмотрены основные виды источников, дано их сопоставление).
    Второй раздел: «Духовно-культурные ценности Запада, Востока и России» позволил бы, с одной стороны выделить общие черты, с другой, обозначить специфику каждой из этих цивилизаций, рассмотреть сложный процесс генезиса нравственных ценностей и религиозных предпочтений.
    Третий раздел: «Войны мировой истории» я бы посвятила сравнительному анализу зарождения и развития внешней политики, геополитических интересов Запада, России и Востока. В этом же блоке представила бы трехстороннюю оценку известных великих баталий мировой истории, школьникам и студентам сегодня весьма актуально знать, как одни и те же события воспринимались на Западе, Востоке и в России.
    В проект «Исторический компас» я бы включила специальный раздел: «Исторический источник», где поместила бы информацию, о сайтах, содержащих тексты самых различных исторических документов (от летописей и законодательных материалов до мемуаров и периодики). Это значительно облегчило бы подготовку студента – историка к семинарам, а школьникам бы позволило самостоятельно изучать не только историографию выбранной проблемы, но и ее источники.
    Спасибо редакции портала и авторам проектов за возможность принять участие в их обсуждении.

  • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

    Уважаемая Марина Юрьевна! Спасибо Вам за комментарий, который в достаточной мере точно отражает детализацию тех больших направлений синхронизации, которые обозначены в проекте.
    По "Компасу": раздел "Библиография", безусловно, будет содержать исторические источники, научную литературу, публицистику, художественную литературу, т.е. отражение факта, явления, события во всех типах нарративных практик.
    Еще раз спасибо за добрые и очень полезные советы!!!

  • Климов Евгений Викторович / кандидат исторических наук

    Актуальный проект. Но нужно определиться с "точкой отсчёта". На мой взгляд такой "точкой отсчёта" должна стать "Скифия" нач.I тыс. - кон.I тыс. до н.э. Именно в этот период северные иранцы формируют первое государственное образование на территории Восточной Европы, которое становится субъектом геополитики и принимают активное участие в этногенезе восточных славян (антов) и формирование их материальной и духовной культуры. Они "синхронизируются" с событиями на Среднем и Ближнем Востоке, на Балканах, Пиренеях и Северной Африке.

  • Уколова Виктория Ивановна / д.и.н., проф.

    Очевидно, начинаться наш проект будет "с начала", то есть с эпохи палеолита.

  • Горбунова Марина Анатольевна / учитель истории

    Спасибо авторам за замечательную идею! Очень интересные и необходимые проекты. Системность, сведение разрозненных фрагментов исторического знания в целостное пространство - с одной стороны, культурологическое наполнение разного масштаба (от региональных, национальных традиций до личностного участия) - с другой, - все это обеспечит, на мой взгляд, задуманному материалу строгую научность и обоснованность и одновременно наполнит его живой пульсацией, вызывая интерес, уважение и азарт глубокого научного познания. Готова оказать посильную помощь при разработке каких-либо конкретных фрагментов. Еще раз с благодарностью и уважением.


Яндекс.Метрика