Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Марина Горожанина

к.и.н., доцент

Ставропольское церковно-археологическое общество: история зарождения и деятельность

Православное духовенство стояло у истоков становление и развитие отечественной истории, внесло огромный вклад в сохранение исторических древностей.  Как известно, первыми отечественными историками были монахи Киево-Печерской Лавры, положившие начало русскому летописанию.  Увлечено читая пожелтевшего страницы прошлого, мы зачастую даже не представляем, сколько сил и бессонных ночей пришлось потратить благочестивым инокам, что бы донести все это до нас. Именно церковнослужители  первыми стали собирать и хранить исторические документы и реликвии, тем самым закладывали основы для будущего музееведения. 


Важную роль сыграла Православная Церковь в изучение и составление истории вновь присоединенных к России территорий, в частности Северо-Западного Кавказа. Под данным терминов в работе подразумевается географическая область, вошедшая в 1843 г. в подчинение Кавказской епархии, ныне это территория Краснодарского края, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии.


Почти за полстолетия до возникновения церковной археологии, православное духовенство данного региона стало заниматься ею. Поэтому созданное в 1894 г. Ставропольское церковно-археологическое общество, возникло не на пустом месте, к этому времени у церковнослужителей имелся определенный опыт исследовательской деятельности. В целом же, в трудах православного духовенства, направленных на сохранение археологических памятников можно выделить два этапа. За основу периодизации взяты изменения в организации и методике проведения разысканий древности.


Первый начальный: к. ХVIII- ср. 60-х гг. ХIХ в.


Второй: ср. 60-х гг. ХIХ в. – 1917 г.


Для первого периода характерно:


- стихийность в деятельности, еще не было создано никакой церковной организации,  координирующей исследовательскую работу,
- преобладание примитивных форм сбора информации.
- Инициатива изучения рудиментов прошлого исходила в это время от самих       священнослужителей, либо от казачьего начальства, которое обращалось за помощью к Церкви. - прераготивными направлениями были те области, которые касались церковных реликвий запорожских казаков – основного в то время населения Черномории, либо объекты древности, находящиеся на территории, подвластной православному духовенству северо-западного Кавказа. 


 На данном этапе важную роль в сохранение археологических древностей и изучение местной истории сыграли первые протоиереи Черноморского казачьего войска Р. Порохня и К.В. Россинский. Отец Роман сделал ни мало для отыскания церковных реликвий запорожских казаков и сохранения древних памятников, найденных на Тамани, а о. Кирилл способствовал частичному возвращению на Кубань предметов запорожской древности, а  так же привлечению известных отечественных археологов к исследованию Таманского полуострова. Так в 1820 г. найдя два древних камня  в районе ст. Ахтанизовской, К.В. Россинский сообщал об этом известному археологу П.И. Кепенну, особо подчеркивая, что это остатки древнего храма, о чем свидетельствуют и греческие надписи, сделанные на них.[1]   


Трудами  К.В. Россинского при уездном училище был создан мини музей, в котором хранились как геологические и археологические экспонаты, найденные в Черномории, так и некоторые вещи запорожцев.


Важное значение для становления церковной археологии имело и открытие в 1829 г. древних христианских храмов в районе Б. Зеленчука.[2]


Именно тогда французским архитектором Бернардауци были сделаны их первые снимки и составлено  описание, но дальше этого дело не пошло. Проведению исследовательских работ мешало идущая в этих местах Кавказская война. Активизации деятельности церкви в области археологических исследований способствовало и особое распоряжение Николая I от 1838 г., разрешившее проведения археологических раскопок на Таманском полуострове. На священников возлагалась разъяснительная работа среди населения, с целью недопущения грабежей и мародерства.


Образование в 1843 г. собственной епархии, способствовало более тесному сотрудничеству церковных и светских властей в вопросах изучения памятников старины. Этому в ни малой степени содействовали и труды первого Кавказского епископа  Иеремея, который по воле Бога, оставив ректорское кресло  Киевской духовной академии, возглавил православную паству необжитого Кавказа.  Занимаясь административно-хозяйственными вопросами, а на его долю выпало самое сложное – создание системы епархиального управления, на первый план он всегда ставил  заботу о духовном состояние общества, о сохранение исторической памяти. Кавказский архипастор, отправляясь в небезопасные поездки по епархии, собирал по крупицам сведения о наличие христианских памятников и особенностях верований местных народов. К сожалению, заниматься широкими исследованиями в то время мешала Кавказская война. Но труды епископа не были напрасны. В 1861 г., с радостью откликаясь на учреждение «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» он написал работу «24 письма с Кавказа», где поместил все собранные им данные о специфике горского менталитета, о христианских древностях и об особенностях миссионерской деятельности в этом крае».  


Учреждение в 1848 г. В Черномории Межевой комиссии вносили новый аспект в историко-исследовательскую деятельность церковнослужителей. С этого времени одной из их обязанностей стало изучение и составление истории своего прихода, религиозных нравов и традиций. В этом плане особого внимания заслуживает работа кубанского священника П. Кучеровского, которая была первым исследованием (создана в 1856 г.), посвященным православной культуре казачества и ее специфики.  


Наступление второго периода связано с четырьмя моментами:


- Окончание Кавказкой войны, стабилизация обстановки  оказывала весьма благотворное внимание на проведение разного рода научных изысканий.


- Образование в 1864 Московского археологического общества и популяризация церковной археологии. С в 1869 г. это дисциплина включается в учебные программы духовных семинарий и академий.


- Установление сотрудничества между светскими и духовными властями в области изучение археологических древностей. Выработка программы и плана научных исследований. Так в 1878-1879 гг. известным исследователем Кубани Е.Д. Фелицыным была разработана целая программа Статистико-этнографического описания населенных мест Кубанской области, по которой священнослужители и народные учителя собирали необходимый материал, большой вклад на этом поприще внесли  священников Е. Тимофеевского, Т. Стефановского, С. Никольского, и др. их работы до сих пор не утратили своей актуальности.


Окончательное вхождение Северного Кавказа в состав России актуализировало необходимость изучения раннехристианской истории в этом районе.


В 1882 Св. Синод особым указом повелел всем епархиям составить список древностей церковных и описи всех монастырских вещей, имеющихся на их территории.


Древнехристианские памятники Кавказа вновь привлекли внимание исследователей. В конце октября – начале ноября 1886 г. епископ Ставропольский и Кубанский Владимирпредпринял поездку в район Зеленчукских храмов. Итогом, которой стала работа владыки «Христианские древности», опубликованная в Ставропольских епархиальных ведомостях в 1888 г.


Повышенный интерес к церковной древности стал толчком для учреждения во многих епархиях Русской Православной Церкви археологических комитетов и обществ. Среди 23 церковно-археологических обществ имелось и Ставропольское, созданное 20 декабря 1894 по указу Св. Синода. За время его существования с 1894-1920 г. сменилось три председателя: первым был ректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей П. Смирнов (1894-1899), вторым Д. Успенский (1899-1906), третьим руководитель миссионерского отдела С. Никольский (1906-1917).  Целью общества было изучение церковной религиозной жизни в пределах современной епархии от начала христианства до современности.


Важную роль в деятельности Церковно-археологического общества сыграл епископ Агафадор, который был большим знатоком и любителем церковной археологии. Именно по его инициативе при обществе были созданы древлехранилище и библиотека. В 1900 г. при обществе был открыт музей, который в 1906 г. получил статус епархиального и включал в себя помимо архива и портретного зала три отдела: церковно-исторический, археологический и миссионерский. Раз в неделю в музее проводились бесплатные тематические экскурсии для учащихся, в обычные дни стоимость билета составляла 10 коп.


Много внимания отводило общество и написанию истории Ставропольской епархии, с этой целью в 1903 г. при нем была учреждена особая комиссия. Ежегодно общество публиковало сведения по церковной археологии края, а также отыскивало, изучало и охраняло древнехристианские памятники. Общество также занималось систематизацией и разработкой церковных архивов епархии.


 К сожалению, не все в деятельности общества было гладким. Пожалуй, самым сложным был поиск предметом церковной старины, распоряжение архиерея саботировали не только обычные граждане, но и не редко сами священники, которые не хотели передавать реликвии своего храма в епархиальный музей. Часто в отчетах они либо замалчивали об уникальном экспонате, либо говорили, что он не обходим для совершения богослужения.  Так перечисляя раритеты Покровской церкви (самой первой основанной черноморскими казаками) в Тамани священнослужители писали: «При храме имеются чаща  позолоченная 1735 – дар запорожских казаков Т. Сугаля и А. Рудя, дары войскового судьи А. Головатого -  ковчег серебряный вызолоченный 1797, кадило серебряное 1794, серебряное блюдо – 1795. Так же есть несколько икон такой же давности и богословские книги, самая древняя Литургион. Львов 1661. Но все эти вещи нужны для богослужения».  [3]


Подводя итог данному исследованию, следует подчеркнуть, в деятельности Ставропольского церковно-археологическое общества четко прослеживается пять направлений: музееведение (создание музея, сохранения памятников культуры), архивоведение (хранение и обработка архивных документов), историческое (написание истории ставропольской епархии и общей истории христианства на Северном Кавказе, к сожалению, удалось сделать лишь частично), издательское (общество постоянно публиковало на страницах епархиальных ведомостях сведения о предметах старины, а так же ежегодно издавало сборник  и просветительское (все члены общества, принимали активное участие в просвещение широких слоев общества).


В отличие от аналогичных обществ, созданных в российских губерниях Ставропольское имело ряд характерных особенностей, связанных со спецификой региона:


-  огромное место отводилось изучение военной истории и роли войскового духовенства,


- христианские древности в большей степени относились не к истории Киевской Руси, а  к периоду Византийского владычества в этом крае.


- Самые древние памятники русской православной культуры, найденные на С.Кавказе датировались началом Никоновской реформы,


- важное место в деятельности общества занимало изучение христианизации горских народов в V- VI вв. и этнографических элементов подтверждающих это.


 


[1] ЦАРАН (Центральный архив Российской академии наук). Ф. 30. Оп.1.Д. 202. Л. 2-3.




[2] Ставропольские епархиальные ведомости 1895. С 46.


[3] Ставропольские епархиальные ведомости 1906. С. 68



0 Комментариев


Яндекс.Метрика