Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

На памятнике героя 1-й мировой православные скауты увековечили себя

Ранее я уже писал о том диком инцеденте в Калининградской области, когда общественная группа "Последние герои империи" (Михаил Черенков и о. Георгий Бирюков) под видом братской могилы русских воинов, героически погибших в фервале 1915 г., обустроили немецкое гражданское кладбище. На этом они не остановились ,и даже начали в социальной сети обсуждать установку памятника погибшему там поручику Нечаеву, правда, сопроводив это обсуждение фотографией нигилиста С. Нечаева (за замечание поблагодарили, а потом послали в одно неопределенное место). Однако дилетантство людей граничит с тщеславием. Наблюдать за этой деятельностью и сопровождающейся жесткой полемикой потому интересно, т.к. это вскрывает особенности нашего отношения к прошлому.


Так вот на днях в пос. Лесное на братском захоронении русских солдат они установили плиту и православный крест! Можно лишь радоваться общественной инициативе, которая не забывает о героях, но, увы, и о себе. Под надписью "Помолись путник о последних героях империи. 11 неизвестных русских воинов лежат здесь" красуется некий логотип. По фотографии сложно различить подпись: "Ятвягия". Именно так называлась одна из земель языческой Пруссии, а ныне - молодежная общественная организация русских патриотов во главе с православным (!) священнником о. Георгием.


Оставим коммерческую деятельность калининградских скаутов в стороне и зафиксируем факт, пусть ясные и ранее, но ныне подтвержденный неопровержимыми доказательствами: для определенного круга людей саморепрезентация и самоувековечение (пока еще в камне) значит намного больше, нежели память о защитниках отечества. К сожаление, это можно связать лишь с доминированием индивидуализма, когда даже самая правильная, высокая и священная деятельность выхолащивается, поскольку те, кто ее осуществляют, тем самым стремятся к утверждению самих себя в публичном пространстве.


Высекать собственный логотип на памятнике русским воинам-героям есть кощунство, о котором нельзя молчать

2 Комментария

  • Коваленко Надежда Вячеславовна / Преподаватель архивоведения, ГАУГН

    Такие вещи, по-моему являются в том числе следствием отсутствия внятной и обстоятельной политики в области восприятия героического прошлого и своей истории со стороны государства. В отсутствии продуманной и удовлетворяющей запросы линии сверху снизу будут возникать самые разные, в том числе одиозные формы с участием и не вполне порядочных личностей. Здесь ситуация отчасти напоминает происходившее в области религии в синодальный период и отчасти в период Перестройки (и возможно в наше время в недалекой перспективе): нет достойных и достаточных действий и линии сверху, в результате создается как бы духовный вакуум, который наполняется всем, чем угодно. В качестве примера этой негативной ситуации, кстати, и коммерциализация что ли в историческом поле, создание на наиболее значимых исторических сюжетах типичных продуктов массовой культуры с претензией на историзм.

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    В связи с Вашим сообщением мне вспомнилась история восьмилетней давности, которую рассказывала моя знакомая. На археологической практике группа студентов-историков в порядке оказания помощи была привлечена к уборке территории, прилегающей к церкви (сельская местность в одном из районов Тверской области). Тамошняя бабушка, взявшая на себя роль распорядителя, выдвинула требования: облагородить кладбище внутри церковной ограды. Понимала она эту задачу весьма креативно и требовала, чтобы надгробия попредставительней были перенесены на самые видные места, а то что на этих местах располагалось на тот момент... - я думаю, далее Вы можете догадаться о сути пожеланий. Как я понимаю, эту милую бабулю не тяготили комплексы индивидуализма, равно как и недостатки государственной политики. Как быть с таким благонамеренным вандализмом? Мое мнение - здесь проблема в недостатке элементарной культуры и пассивной роли историков. Результат: большая часть населения "варится в собственном соку", строит мифологические картины исходя из собственных утилитарных потребностей. Проблема в том, что существенная часть населения воспринимает прошлое как сферу непосредственного приложения своей жизненной активности. Воспринимает могилы людей, которые жили всего на 3-4 поколения раньше нас, как объект отходного промысла ровно также, как народы Крайнего Севера в XIX веке относились к ископаемым мамонтам. Ровно поэтому Молоток.ру забит свеженькой "копаниной". В любом случае все эти эпизоды необходимо вытаскивать на свет божий и предавать огласке. Здесь должен действовать принцип zero tolerance со стороны профессионального сообщества историков. Hier stehe ich und Ich kann nicht anders

    • Пахалюк Константин Александрович

      согласен. Думаю, проблема лежит на фундаментальном уровне, а именно: в обществе (именно в обществе, а не проф. сообществе историков) не решено, как относиться к истории. И тем более вопрос должен решаться особо в "пограничном" (в социологическом, а не географическом) плане регионе- Калининградская область. Принцип "история есть священная ценность" и любую историю надо сохранять очень удобен для "центральных" земель (там где и шло историческое зарождение государства), поскольку он прекрасно совмещается с национальной идеей и подхватывается различными группами патриотов и националистов. В Калининграде же этот самый принцип ведет к увековечению немецкого прошлого, развитию толерантности. Соответственно, происходит конфликт, с одной стороны, между т.н. "либералами" (которые исповедуют этот принцип), а с другой, т.н. "националистами", которые за русскость и уничтожение немецкого. И здесь мы видим парадокс: именно те силы, которые громче всех говорят о Высоком, Великом и Прекрасном, те силы, которые в любом государстве обычно стоят за защиту истории, готовы собственными руками конструировать прошлое так, что кости летят в разные стороны.
      Проблема того, что мы никак не можем определиться к нашему отношению к прошлому, отражается и на лингвистическом уровне. Мы все привыкли: "праздновать день Победы", "праздновать победу в Бородинском сражении" и пр. Мы все время празднуем. На обыденном уровне слова траура прекрасно употребляются лишь к 22 июня. И вот стает проблема: как обозначить те мероприятия, которые будут проводиться к 1 августа (день начала 1-й мировой). Отмечать ее начало (как пишут часто)? Жестоко. Торжественные мероприятия? Возможно, он опять-то - торжественностью здесь и не должно пахнуть. "Торжественные мероприятия в честь Первой мировой" - звучит дико. Конечно, можно подумать и написать, что-то типа: "почтить память погибших и пр.", однако наш общественный дискурс, судя по материалам газет, сторонится подобной трагичности. Мы все привыкли либо праздновать, либо, как минимум, устраивать торжественные мероприятия. Сопротивление со стороны дискурса приводит, например, к появлению вот таких уродцев: "11 ноября 2013 года в 12.00 на захоронении русских и немецких солдат расположенном, на территории МОУ ФОК г.Гусева, состоится траурно-праздничное мероприятие посвященное 95-годовщине окончания Первой мировой войны." (http://www.gusev-online.ru/news/obshestvo/3469-11-noyabrya-na-zahoronenii-soldat-raspolozhennyh-na-territorii-foka-proydet-traurno-prazdnichnoe-meropriyatie.html).


Яндекс.Метрика