Чайковский Пётр

8/21/2013

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считывать величайшим русским композитором. Лирическая мелодика его музыки, мастерское владение на практике всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника, оригинальный нрав его творчества, во многом отразившее захватывающую тайну его личности, все это и впрямь делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

7 мая 1840 г. в семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского родился сын Пётр. В детстве он получил домашнее воспитание, а в 1852 г. поступил в петербургское Училище правоведения. Окончив его в 1859 г., Петр Ильич стал чиновником Департамента юстиции. Однако страсть к музыке победила. Ведь уже с 14 лет Чайковский начал являть склонности к композиции, а в 1860 или 1861 г. опубликовал романс на итальянский контент и тогда же, совершив турне по Западной Европе, решил заняться музыкой всерьез, прежде всего, гармонией, под руководством Н.И. Зарембы.

В 1862 г. он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу. Чайковский занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г. Рубинштейна и за время обучения создал немного произведений, в том числе увертюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского и кантату «К Радости» на стихи Ф. Шиллера. В 1866 г. был приглашен на место профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна - Николаем Рубинштейном. Именно здесь он сочинил свою Первую симфонию («Зимние грезы», 1866) и первую оперу «Воевода», которая была поставлена в Москве в 1869 г. После премьеры она была уничтожена автором и восстановлена лишь после смерти композитора по сохранившимся оркестровым партиям. Вторая опера, «Ундина», была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и позже также была уничтожена автором, но ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро». Достаточно жесткую оценку критики получила и оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта», но после переработки это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Фортуна повернулась лицом к композитору. Вскоре им были созданы Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор. Две следующие оперы Чайковского – «Опричник» и «Кузнец Вакула» (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет «Лебединое озеро» были поставлены в 1874, 1876 и 1877 гг.

К этому же времени относятся его первые заграничные поездки в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. 1877 г. изменил жизнь композитора. Во-первых, началась его загадочная дружба с Надеждой фон Мекк - вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течение многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Во-вторых, его женитьба на Антонине Милюковой. Чайковский имел нетрадиционные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое ощущение вины; в 1876 г. он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам.

Последствия этого шага были ужасны: Чайковский так не смог себя изменить, покинув жену. Он много лет содержал Милюкову, но никогда больше с ней не встречался. Она умерла в 1917 г., проведя последние два десятилетия своей жизни в приюте для умалишенных. Зиму 1877-1878 гг. Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год, что позволило ему бросить педагогическую работу и сосредоточиться только на творчестве. Выплата стипендии неожиданно была прервана в 1890 г.

В 1885 г. Чайковский купил дом в Майданове под Клином, в следующем 1888 г. перебрался в соседнее Фроловское, а незадолго до смерти приобрел новый дом на окраине Клина. Он неизменно проводил немало времени за рубежом, подолгу жил в поместьях своих родных, в особенности, в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского Александры, и друзей. Именно в это время появляются три оперы – «Орлеанская дева» (поставлена в 1881 г), «Мазепа» (поставлена в 1884 г.) и «Чародейка» (поставлена в 1887г.), скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра «1812 год» (1881), трио «Памяти великого художника» посвященное Н.Г. Рубинштейну (1882), три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония «Манфред» по поэме Байрона (1885).

В 1888 г. Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел омерзение к публичным выступлениям и исподволь начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 г. он совершил большое зарубежное турне и благополучно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Через год состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888) и завершен балет «Спящая красавица», который был оркестрован в течение лета 1889 г. и поставлен в начале следующего года. В 1890 г. появилась лучшая опера Чайковского - «Пиковая дама».

Весной 1891 г. Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен значительно больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром «Воевода», одноактной оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». И опера и балет были поставлены в 1891 г., но имели на премьере столько скромный успех, что огорченный композитор прервал работу над практически законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку – симфония «Жизнь») в дальнейшем были превращены автором в Третий фортепианный концерт, оставшийся из-за смерти композитора незавершенным. В начале 1893 г. Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор. Её сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Петр Ильич отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена в первый раз под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал ей подзаголовок «Патетическая».

Вечером 31 октября 1893 г. совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского и Мойки, где провёл время приблизительно до 02 часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Была принесена не кипячёная вода, не взирая на обострение эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге по холере, которую Чайковский и выпил.

Утром 1 ноября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача. Диагноз - холера. Инкубационный период этой болезни совсем короткий. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 6 ноября 1893 г. от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялось 9 ноября; при выносе присутствовал, среди прочих, принц Александр Петрович Ольденбургский; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственных сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». К литургии прибыл великий князь Константин Константинович. Похоронен П.И. Чайковский в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.