En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Сарыкамышская операция

25.06.2013

ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Взятие Сарыкамыша для турок, удержание его для нас сделалось вопросом жизни и смерти для бойцов: отступление в дикие, занесенные снегом горы в 20-градусную стужу было равносильно гибели как для нас, так и для турок. Сверхчеловеческая выдержка защитников Сарыкамыша сломила ярость турецких атак. 16 декабря турки ворвались было в город, но были выбиты. И в то время, как в Тифлисе считали Кавказскую армию погибшей у Сарыкамыша, генерал Юденич сам решил нанести смертельный удар III турецкой армии. Нам мало отбросить турок от Сарыкамыша, - сообщал генерал Юденич 17 декабря генералу Берхману, ведущему упорный бой с 11-м турецким корпусом у Караургана. - Мы можем и должны их совершенно уничтожить. Настоящим случаем должно воспользоваться, другой раз он не повторится.

Керсновский А.А. История Русской армии 

 

ХОД ОПЕРАЦИИ

Главные события Сарыкамышской операции представляются в следующем виде.

1. 9-й и 10-й турецкие корпуса переходят в наступление, русское командование производит контрманевр в период с 9 по 13 декабря включительно. В этот период два турецких корпуса, выполняя широкий обходный маневр при импровизированном тыле, слабо руководимые Энвер-пашой, разрозненно выходили в район Сарыкамыша, где неожиданно встретили нарастающее сопротивление русских. Разновременный выход турецких войск был вызван тем, что 10-й корпус, начав наступление против русского Ольтинского отряда, увлекся преследованием его в сторону Ардагана и потерял 2 дня. При выполнении этого маневра некоторые турецкие части обходного крыла понесли громадные потери (до 80%) замерзшими и обмороженными. Русские, разгадав в общем план турок, начали методично перебрасывать с фронта Сарыкамышского отряда к угрожаемому пункту части, которые должны были прикрыть базу всего отряда, находившуюся в Сарыкамыше. Русское командование сначала в лице начальника Сарыкамышского отряда ген. Берхмана, а затем временно командовавшего Кавказской армией ген. Мышлаевского, прибывшего 11 декабря на фронт для урегулирования вопросов управления, было застигнуто врасплох начавшейся операцией и намеревалось оттянуть этот отряд в сторону Карса, но встретило сопротивление со стороны начальника штаба Кавказской армии, указавшего на пагубность этого отхода. Последний являлся уже запоздалым, так как 9-й и 10-й турецкие корпуса выходили к Сарыкамышу раньше, чем туда могли подойти части Сарыкамышското отряда, сковываемые с фронта 11-м турецким корпусом. Для обеспечения правого фланга Сарыкамышского отряда русские выдвинули через перевал Ханский в район Бардуса 18-й туркестанский стрелковый полк. Ко времени достижения этим полком указанного перевала 12 декабря от Бардуса в направлении на Сарыкамыш направлялись части 9-го турецкого корпуса, оставившие в районе названного селения сравнительно слабый заслон. При такой обстановке русские имели возможность в решительный момент операции выйти на сообщения 9-го корпуса. Лишь случайно 32-я пехотная дивизия 10-го турецкого корпуса, не будучи в состоянии выйти в этот день в указанный ей район Вартанут, оказалась в Бардусе, отразила наступательные попытки русских и этим прочно обеспечила тыл 9-го корпуса. В дальнейшем, действуя в том же районе, 32-я пехотная дивизия в свою очередь создавала угрозу правому флангу Сарыкамышского отряда.

2. Под давлением внезапно появившегося на фронте Кавказской армии 10-го турецкого корпуса Ольтинский отряд, обеспечивавший правый фланг Сарыкамышского отряда, избежав окружения в районе Ольты, начал поспешный отход к Демур-капу. Для поддержки этого отряда, прикрывавшего одновременно направления и на Ардаган и на крепость Карс, русское командование выдвинуло из крепости Карс имевшиеся там в резерве полевые части, которые к 17 декабря восстановили положение на фронте Ольтинского отряда.

3. В связи с неблагоприятно складывавшейся для русских обстановкой в районе Сарыкамыша Мышлаевский, не дав исчерпывающих указаний в вопросах управления Сарыкамышской группой и не поставив ей задач, оставил ее 15 декабря под благовидным предлогом и отправился в Тифлис, распространяя в тылу армии панику.

4. 9-й и 10-й турецкие корпуса совершают совместный обходный маневр в районе Сарыкамыша, и русское командование отражает этот обходный маневр в период с 14 по 22 декабря включительно. Остатки 9-го турецкого корпуса были охвачены русскими в районе северо-западнее Сарыкамыша и 22 декабря взяты в плен со всем командованием корпуса. Ослабленный 10-й турецкий корпус, против которого русские сосредоточили ударную группу за счет войск, подтянутых из состава Сарыкамышского отряда и из крепости Каре, сумел искусно выйти из боя, оттянув одну пехотную дивизию на Ольты и другую — к Бардусу.

5. С 24 декабря началось запоздалое преследование русскими 10-го турецкого корпуса, остатки которого совместно с 11-м турецким корпусом, руководимым Энвер-пашой, пытались остановить русских коротким контрударом.

Корсун Н. Сарыкамышская операция. М., 1937

 

КАВКАЗ ЗА РУССКИХ

Из воспоминаний офицеров Кавказской туземной конной дивизии

В первое время в сторожевом охранении были нередки случаи, когда всадник расстилал бурку и спокойно укладывался спать, а на требование офицера бодрствовать отвечал: «Тебе боится - не спи. Моя - мужчина. Моя - не боится. Спать будет».

Марков А.Л. В Ингушском конном полку. М., 1997

 

Другое воспоминание о служебной исполнительности всадников-кабардинцев и понимании ими своих обязанностей:  я был дежурным по полку и, проходя мимо денежного ящика и стоящего при нем часового, отдавшего мне честь, сделал шаг ближе и машинально протянул руки, чтобы убедиться в целости печати, так  как мне показалось, что она не в порядке. В то же мгновение надо  мной угрожающе сверкнула шашка часового, не говорившего по-русски, но твердо знавшего устав.

…

15 ноября 1917 года, когда полк, прибывший на Кавказ, уже устроился на квартирах и отдохнул от перехода из Петрограда в Нальчик, Кабарда устроила парадный обед в честь своего полка. Съехалась масса народа, в зале здания реального училища были накрыты столы для офицеров и почетных гостей, а вокруг здания в парке, столы для всадников и прочих гостей. Обильный обед продолжался до середины ночи, и перед его окончанием одним из стариков — почетных гостей был произнесен тост: «За первого начальника дивизии!». Загремело общее «ура» в честь Великого Князя, которое было подхвачено снаружи, а затем раздались крики всадников: «Офицеров! Офицеров!…» Мы вышли к ним и были приняты ими на руки, нас принялись «качать». И это было в революционный 1917 год!..

Арсеньев А. А. Воспоминания о службе в Кабардинском конном полку 

 

В племенном отношении состав офицеров был смешанный. Кроме русских были грузины, осетины, кабардинцы и балкарцы. Первые же бои выдвинули много отличившихся всадников, произведенных в прапорщики, однако в полк (Кабардинский) принимали только по постановлению общества господ офицеров, так же, как и вновь производимых из училищ… Отношения среди офицеров были чрезвычайно дружеские и сердечные. Никому в голову не приходило считаться с национальными или религиозными особенностями. Все чувствовали себя русскими офицерами, членами одной и той же семьи. В числе наших полковых обычаев была обязанность адъютанта полка при общих обедах или ужинах в собрании подсчитывать, сколько присутствует христиан и сколько мусульман. В зависимости от оказавшегося большинства снимали папахи или в них же оставались.

Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г.. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. М., 2010

Солдатский крест, как и офицерский Георгий, мог быть выдан за захват вражеского офицера, неприятельского знамени или пушки, за другие смелые и умелые действия в бою… По образцу орденов для лиц нехристианского вероисповедания, имевших вместо фигуры святого изображение Государственного орла, уже в августе 1844 года последовало предложение «изготовлять сообразно с сим изменением и Знаки Отличия Св. Георгия для пожалования нижних воинских чинов из мусульман»…  Любопытно, что выдача крестов с орлом нравилась не всем из горцев-мусульман, и они требовали иногда заменить знак «с птицей» на награду «с джигитом», не видя во всаднике христианского святого Георгия.

Дуров В. «Птица» вместо «джигита». Родина, 2000 г., №1  

 

Кроме народов Кавказа в годы Великой войны в рядах Русской Императорской армии храбро сражались представители и других иноплеменных пародов, поступавшие, как правило, добровольцами. В военной мемуаристике неоднократно отмечались боевые качества калмыков, крымских и поволжских татар. На Кавказском фронте в 1914 г. были сформированы четыре армянских дружины из турецких армян. 1-й армянской добровольческой дружиной командовал Андраник Озяняп, остальными Кери, Амазасп, Дро и другие герои национально-освободительной борьбы армянского народа. В качестве разведчиков и проводников армянские дружинники играли незаменимую роль. Из грузин в Батумской области были сформированы две добровольческие дружины, переброшенные в 1915 г. в Персию, в Азербайджане возник грузинский Ванский отряд, развернутый в 1916 г. в Грузинский стрелковый полк. С начала войны и вплоть до февральской революции 1917 г. Кавказ и Закавказье оставались спокойными регионами, а представители местных народов, служившие в рядах Русской Императорской армии, стремились честно исполнить свой воинский долг.

…

Генерал-майор Е.В. Масловский усматривал благоприятное значение Саракамышской операции в следующем: «Она благоприятно отразилась на настроении общества во всей России, особенно на Кавказе; показала населению многоплеменного Кавказа, что русская армия чрезвычайно боеспособна, а управление - полно решительности. Пропаганда турок впредь среди мусульманского населения Кавказа не дает никаких результатов. Этим тыл Кавказской армии был обеспечен; управление армией передано в руки того, кто был главной причиной победы. Командующим армией был назначен генерал Юденич; войска приобрели веру в себя и свое превосходство над противником».

Россия отметила волевые качества Николая Николаевича Юденича орденом св. Георгия IV ст. - первым, из заслуженных замечательным русским стратегом па Кавказском фронте.

Александров К. Первый «Георгий» генерала Юденича. Посев, 2005 г. №1

Обложка: Вторая Отечественная война 1914 - 1915гг. Кавказский фронт. Пулеметная команда.

Источник: https://topwar.ru

7293

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте