Солдатские обмотки – дешево и сердито
Для многих наших читателей слово «обмотки» совсем ничего не означает, разве что у особенно продвинутых будет ассоциация с электротехнической обмоткой. Но ведь совсем недавно обмотками называли полоски ткани, солдаты использовали эти «бинты» для защиты ног от ступней до колен. Эти самые обмотки входили в обмундирование не только наших военных, но и солдат других стран.
Родом из Древней Руси
С уверенностью сказать, что обмотки – это ноу-хау русского народа, нельзя. Другие народы тоже использовали подобные защитные ленты для ног. В наших краях обмотки начали использовать еще в Древней Руси, называли их онучами. Сергей Ожегов в своем «Толковом словаре» описывал онучи как длинные широкие полосы ткани, которые наши предки наматывали на ноги перед тем, как обуться в лапти. Очень часто ими заматывали не только голень, но и стопу. Онучи были своеобразными портянками и прекрасными заменителями носков и чулок. Летом русские люди могли вообще обходиться только онучами, подошвы которых смазывали дегтем, что придавало им определенную твердость. Онучи хорошо предохраняли ноги от повреждений, укусов насекомых. Естественно, онучи были одеждой простых людей, а сапоги, да еще с высоким голенищем, были доступны только богатым людям. По тому, во что был обут человек, сразу определялось его место в обществе.
Вы слышите, грохочут сапоги…
Обувь для солдата имеет не меньшее значение, чем вся остальная амуниция и питание. Представьте себе голодную и разутую армию, – вряд ли это армия победителей. А если она сыта и хорошо обута, – это уже заявка на великие свершения.
Первыми, кто обул армию во что-то, очень похожее на современные сапоги, стали римляне. Они обули своих солдат в калиги (caligae – «сапог»). Обувка на толстой кожаной подошве помогла римским легионам завоевать полмира. Время вносило свои изменения в форму римских калиг, и они быстро превратились в разные виды сапог, в которых было удобно сидеть верхом на лошади и совершать длительные пешие походы. К концу XVIII века почти во всех армиях мира основной обувью вооруженных сил стали сапоги. И если в России предпочтение отдавали ботфортам и полусапожкам из мягкой кожи, которые пришли на смену пехотным башмакам с пряжками, то в Европе завоевали популярность «гессенские» сапоги. Эти сапоги на низком каблуке и со скругленным носом закрывали ногу почти до колена и были очень удобными для повседневной носки.
Постепенно с развитием производства сапоги стали дешеветь, они становились более доступными, и онучи стали отходить на второй план. Правда, в далеких от цивилизации краях онучи еще долго были основной обувью крестьян. Вновь об обмотках вспомнили в начале XX века. Участившиеся военные конфликты и рост численности армий способствовали тому, что солдатские сапоги вновь стали дорожать. Альтернативой для них стали короткие ботинки, для производства которых требовалось меньше материала, и оно было менее затратным.
Кто первым?
То, что мы с вами понимаем под обмотками, а именно обматывание ноги длинными и узкими полосками ткани для лучшей фиксации и защиты, стали практиковать солдаты Британской Ост-Индской компании уже во второй половине XVIII века. Именно они назвали это действие обмоткой, а переняли его у жителей Гималаев – бесстрашных и непобедимых гуркхов. Мы недавно рассказывали, как этих непобедимых воинов с легкостью победили русские солдаты при защите Севастополя в 1855 году в статье «Отвага против бесстрашия: как русские не сдали бастион гуркхам».
Но вернемся к обуви. Британцы решили, что это будет качественным и недорогим заменителем сапог. Дальше можно говорить о победном шествии обмоток по другим армиям мира – вплоть до русской и советской. В японской армии обмотки так и оставались основной обувью вплоть до 1945 года. Но все-таки, надо признаться и констатировать, что других преимуществ у обмоток, кроме легкодоступности и дешевизны, и не найти. Даже не очень просвещенные читатели знают, что фронт – это не самое гигиеническое место. Грязные обмотки приводили к разным кожным заболеваниям, а из-за жесткой фиксации кровоток в ногах нарушался, многие солдаты страдали от варикозного расширения вен, затянутые лентами ноги отекали и к концу дня превращались в онемевшие «колоды». Обмотки слабо защищали от механических повреждений, а от ледяной воды и подавно. Но вот автор книги «Окопная правда войны» Олег Смыслов пишет, что ботинки с обмотками оказывались удобней на длинных маршах пехоты. Они были намного легче, чем сапоги с налипшей грязью, которые иногда даже оторвать от земли было невозможно. Все познается в сравнении. Мне не удалось поносить ботинки с обмотками, когда я пришел служить, для солдат были предназначены традиционные кирзачи, а ботинки можно было носить только в увольнении и только с носками, без всяких обмоток. И еще одно наблюдение: ботинки с обмотками за 45 секунд не наденешь, а в современной войне сэкономленные минуты могут спасти целую армию.
Война без сапог
Русского солдата представить без сапог практически невозможно. Здесь еще воду подливают разные доброжелатели от истории, когда начинают говорить о якобы агрессии русской армии, о растоптанных русским сапожищем европейских землях. Да, русские сапоги действительно смогли потоптать улицы Парижа, Берлина, Варшавы и многих других стран. Но все забывают, что марши эти происходили не по приглашению и не за добычей, они всегда были ответом на агрессивные, захватнические действия. Сначала к нам приходили с мечом, а потом уже наступали грустные последствия для захватчиков.
Первая мировая война сместила приоритеты. Армии большинства стран успели переобуться в ботинки с обмотками. Россия смогла продержаться целый год, и солдатский сапог «запросил каши». Генерал-лейтенант Николай Головин писал, что осенью 1915 года в Галиции «русская пехота потеряла свои сапоги». Несколько пеших переходов по непролазной грязи привели к катастрофе. Пехота оказалась босая, и такое положение продолжалось два месяца. Уже в эмиграции он писал, что такого острого кризиса в снабжении обувью не было никогда. Солдаты оборачивали ноги мешками и вместо сапог в войска привозили возы лаптей. Враг насмехался над всей русской армией.
Пытаясь выйти из обувного кризиса, начали шить сапоги с укороченными голенищами, а потом и вообще пришло распоряжение выдавать ботинки с обмотками и «парусиновые сапоги», то есть с голенищами из брезента.
Самое интересное, что подобный опыт у русских солдат уже имелся. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов в Болгарии. Там практиковались кожаные лапти «опанки», которые солдаты использовали в бытовых нуждах. В начале войны пехотная дивизия была переброшена в Галицию и при нехватке обуви стала делать для солдат такие «опанки». В других частях стали делать подобную обувь только на кавказский манер. В 1915 году кожаные лапти были распространены по всему фронту. Понимая, что с такой проблемой самим не справиться, царское правительство обратилось за помощью к союзникам. Вместе с винтовками они запросили 3 млн пар сапог и 3600 пудов подошвенной кожи. Для армии даже попытались приспособить резиновые сапоги, но по гигиеническим соображениям от них все же отказались.
Обувь пытались купить по всему миру, но основные заказы были размещены в Англии и США. Сказать, что с обувью были проблемы только у России, не совсем верно. Обуви не хватало всем. Вот и пришлось большинству солдат воюющих держав к 1916 году перейти на оптимальную для тех условий военную обувь – кожаные ботинки с матерчатыми обмотками.
Революция 1917 года ничего не изменила в вопросах обуви для армии. Красная Армия продолжала донашивать все, что осталось от царской армии. Только в 1928 году в РККА было принято решение отменить ботинки с обмотками, но уже в 1938 году их ввели заново «на правах временного обмундирования и до укомплектования частей штатными сапогами». Все временное еще долго оставалось постоянным. И только когда промышленность смогла перейти на производство сапог из кожзаменителя (кирза), сапоги перестали быть дефицитом. А это произошло только в 1943 году. Об истории создания кирзовых сапог мы тоже писали, читайте статью «Кирзовые сапоги – символ Победы».
Новое
Видео
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы
В рамках лекции мы поговорим о том, как Москва праздновала свой юбилей через два года после Великой Отечественной войны - это был, действительно, праздник после Великой Победы. 800-летие Москвы отмечали 7 сентября 1947 года. Праздничные мероприятия продолжались 4 дня. Основные торжества проходили на стадионе «Динамо» - здесь были организованы шествия и спортивные игры. В рамках празднования 800-летия Москвы состоялась закладка сталинских высоток и памятника Юрию Долгорукому на Тверской.
Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России
18 июля 1770 года русские войска под командованием Румянцева разгромили превосходившую в два раза турецкую армию. Битва обернулась стратегической победой для России. За успех на реке Ларга Румянцев был награждён орденом Святого Георгия I степени
11 ноября 1480 год Стояние на Угре́
11 ноября 1480 года завершилось «Стояние на Угре». Без боя Русское государство окончательно обрело независимость