История макияжа: как и когда он появился?
Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?
Из глубины веков
Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.
Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т.п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.
Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.
Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали.
Средние века и Новое время
Когда в Европе наступила эпоха Средневековья, косметика перестала приветствоваться, ведь все, что от плоти и ради плоти, – «от дьявола». Но для светской жизни высших сословий это имело мало значения. При весьма низком уровне гигиены модники и модницы покупали в Италии помады, благовония, средства для грима и прочее. Кстати, в разные периоды Средневековья европейские барышни могли то увеличивать высоту лба, выбривая волосы на несколько сантиметров к макушке, то, наоборот, скрывать лоб. Бледный оттенок лица показывал принадлежность к высшему обществу, а испанские проститутки специально красили лица в розовый цвет, чтобы подчеркнуть свое отличие от бледнолицего высшего сословия. Со временем искусством макияжа овладела Франция. В XVIII веке эталоном женской красоты там служила столь тонкая кожа, через которую бы просвечивали жилки. Достичь необходимого эффекта позволяли белила, поверх которых рисовались эти самые жилки.
На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.
Обложка: Владислав Чахурский «Момент покоя», 1890 год. Фото: 陳寅恪 CC BY-SA 4.0
Источник: https://commons.wikimedia.org
Новое
Видео
Российская Федерация в 1994-2000 годы
Российская Федерация в 1994-2000 годы
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
курс "История за 1 минуту" о Афганской войне
Афганская война