Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

О рабстве: метафоры и термины

Просмотры: 0
Оценить:

Сегодня я хотел бы поговорить о рабстве. У нас постоянно фигурируют такие слова, типа «рабы», «рабство при Советском Союзе» и т.д. Но люди, рассуждающие о рабстве, чаще всего не имеют представления о том, что это такое.

Т.е. ясно, что практически всегда, во всех государствах существовали категории людей, которые были угнетателями, и людей, которых угнетали, т.е. эксплуататоры и эксплуатируемые. В разные эпохи это были разные категории людей: допустим, рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и рабочие. Но в чём же конкретно заключается разница между этими разными категориями людей, допустим, между разными категориями угнетённых? Т.е. кто такой раб?

Начнём с того, что раб в общественной системе человеком не является, он является имуществом. Раб – это человек-товар, его можно купить, продать, подарить. В принципе, его можно сломать. В римских трудах, посвящённых рабовладению, которые содраны с карфагенских более ранних трудов, рабы упоминаются как орудия говорящие, т.е. идут наравне с сельхозинвентарём и скотиной. Т.е. раб – это в первую очередь товар, это имущество. В этом основная, ключевая особенность раба – т.е. если человека можно купить, продать, то он является рабом. Раб обычно не имеет какой-то собственной юридической ответственности, т.е. отвечает за него владелец, как за имущество. Вот, допустим, как сейчас: человек-владелец собаки, если его собака кого-то покусала, то отвечает перед судом не собака, отвечает владелец. Так вот с рабами было ровно так же – отвечал не раб, отвечал хозяин раба, а что сделать с рабом, хозяин решал уже самостоятельно. Т.е. вот это моменты, связанные с рабством.

При этом рабство существовало с первых государств, возникших на Земле, и существует вплоть до сегодняшнего дня, другое дело, что оно сейчас практически нигде не узаконено, но по факту часто имеет место быть. И в то же время, например, в древнейших государствах, где люди считают, что были рабовладельцы и рабы, зачастую рабов не было. Например, если мы возьмём Древнюю Спарту, которую показывают, как один из примеров рабовладельческого государства, то илоты, жившие в этой Спарте, которых называют рабами, – они рабами не являлись. Почему? А их нельзя было купить, их нельзя было продать. Т.е. есть сначала 6, потом 9 тысяч участков, с которых живут спартиаты, и вот спартиат достигает совершеннолетия, он получает в своё распоряжение один из свободных участков, а на этом участке как раз живут и обрабатывают их несколько семей илотов. Т.е. они не являются товаром, а сам спартиат не является даже именно владельцем участка – он является его пользователем. И спартиат может убить илота, но он не может его ни купить, ни продать, ни подарить. Т.е. илоты – это первая категория, по сути, первый такой зафиксированный вариант чётко выраженных крепостных, потому что кто такие крепостные?

Крепостные в эпоху феодализма – это те люди, которые были закреплены за землёй, т.е. это крестьяне, которые живут на земле, имеют семью. Вот кстати, раб, т.к. он юридически как человек не дееспособен, он не может сметь семью. Т.е. он может, как это называется, случаться и т.д., но иметь именно устоявшуюся семью, детей он не может. Почему – да потому что это всё имущество. А крепостной семью иметь может, он может иметь личное имущество, но он должен работать на владельца земли, которому принадлежит та земля, к которой этот крестьянин прикреплён, а сам крестьянин не может покинуть эту землю, уйти с неё, потому что он по закону к ней привязан – отсюда, собственно говоря, само понятие «крепостной» – он закреплён за землёй.

И вот, допустим, илоты – это крепостные, а вот, например, в государстве, которое считается феодальным – в Киевской Руси, если посмотреть свод законов «Русская Правда», то там крепостных нет. Там холопы есть и робы – это рабы, их мало, но они указаны в законе, т.е. что они из себя представляют, и какое к ним отношение. Есть закупы, но это люди, работающие за долги. Есть рядовичи – это люди, которые работают по найму. А вот крепостных нету. Есть смерды – это люди, которые живут при князе или при боярине. А крепостных нету. Крепостные на Руси появляются по сути только во времена Ивана Калиты, т.е. уже в эпоху Ордынского ига, поэтому даже используется такая занятная отмазка, что Киевская Русь – это раннефеодальное государство, где, мол, только феодальные отношения складываются. На самом деле это просто не феодальное государство. Это вот у нас крепостные и рабы. Есть, допустим, наёмные работники, которые тоже существовали и в античные времена, в древнейшие, существовали в эпоху Киевской Руси – те же самые рядовичи, которые гораздо большую численность имели и представляли уже собой вполне конкретный такой сложившийся класс. В более поздний период они являются уже лично свободными, они продают своё время, свой труд. Т.е. пролетарий – это тот, кто продаёт свой труд, и то, что он произвёл, принадлежит капиталисту, а не этому работнику. Т.е. сам он продать это уже не может никак. Он продал свой труд, и он получает за свой труд зарплату.

И вот что нужно здесь понимать, когда мы говорим о рабстве – что не надо путать крепостных, рабов, наёмных работников, надо также понимать, что все эти категории существовали во все времена, т.е. они были и в древнем мире, и в Средние века, они есть и сейчас, только они представлены в разных пропорциях, и иногда это, допустим, является законным, а иногда нет, например, сейчас рабство в большинстве случаев является незаконным. Но чётких границ между категориями нету. Например, положение в Западной Европе тех же самых сервов было зачастую хуже, чем положение рабов в Римской империи, т.е. тоже никаких прав, возможность продажи человека без семьи, отдельно, т.е. по сути права на семью у человека и на личное имущество оказывается фикцией. Т.е. по сути человек является рабом.

У нас крепостные – сначала они даже и не особо крепостные, первое время, т.е. могут менять хозяина, уходить от него, затем лишаются этой возможности. Т.е. сначала ограничивают – Юрьев день, потом его самого отменяют, этот Юрьев день, а затем получается возможность продавать, допустим, крестьян, опять же, отдельно от земли и отдельно от семьи, и в этот момент это уже не крепостной – это раб, самый натуральный раб. И требуются такие события, как восстание Емельяна Пугачёва, чтобы вводился запрет, например, на продажу крестьян отдельно от семьи.

И если возьмём даже современный мир: вот есть такой термин своеобразный, как финансовое рабство, наёмное рабство. Дело в том, что человек, который подписывается на какую-то работу, который заключает договор с работодателем, с капиталистом, он ведь тоже может подписать разный договор, у него могут быть разные права, разное обеспечение договора. И существуют уже сейчас такие вещи, как… ну вот, допустим, у нас есть «Русское молоко» т.н., и там ещё такой крест стоит, чтобы перечеркнуть число дьявола на штрих-коде – ну т.е. такой маразм дикий. Там, например, фигурировала такая информация, что женщины, которые устраиваются на работу, не имеют права делать аборты, т.е. это не касается работодателя, но он ограничивает в правах. Существует такая вещь сейчас, как долговременные контракты, которые не имеет права прерывать сам наёмный работник. Т.е. работодатель может его прервать, а наёмный работник нет. И это тоже форма рабства – т.е. человек не решает сам, продаёт он дальше свою рабочую силу, своё время, или нет. Есть контракты, которые перекупаются, т.е. вот как раз человек не может сам разорвать контракт, а наниматель-капиталист может этот контракт продать другому капиталисту, и это тоже уже своеобразная форма рабства. Т.е. человек может работать по найму, но он по сути может подписать такой контракт, такой договор, по которому положение будет мало отличаться от раба, и он станет объектом как раз таки купли-продажи. Кстати, это больше всего развито в незаконной деятельности – это как раз попрошайничество, где по сути рабы клянчат для своих хозяев деньги в электричках, в метро, в подземных переходах. Т.е. люди там получают деньги не себе, они собирают деньги для своих хозяев, и никуда не могут деться, часто не имеют ни паспортов, ничего. Это то, что называется сексуальное рабство – допустим, один сутенёр может какую-нибудь проститутку продать другому сутенёру, совершенно спокойно. И это тоже рабство, и оно тоже незаконное, но оно есть. И вот когда мы говорим о рабстве, нужно понимать то, что мы говорим о людях, которые лишены свободы, притом в достаточно полном объёме. Какой свободы – они не могут сами распоряжаться своей жизнью, они являются объектом купли-продажи.

Раб – это в первую очередь человек-товар, т.е. он уже не человек, он в первую очередь товар, имущество. Вот, собственно говоря, кратенький ликбез о рабах. Пользуйтесь дальше этим термином.

С помощью oper.ru

0 Комментариев


Яндекс.Метрика