Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Исторический кинолабиринт


«ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА»

Дорогие друзья!

Завершился 7-й по счету конкурс «Исторический кинолабиринт», который в этот раз был посвящён замечательной картине режиссёра Михаила Ромма — «Девять дней одного года».
Фильм посвящён одному из ярких периодов истории Советского Союза, когда наука стала в авангарде развития страны, когда перед народом раскрылись блистательные перспективы движения вперёд, в основании которых лежали знания.

Жюри конкурса внимательно ознакомилось со всеми работами, присланными в редакцию. Хочется отметить, что все участники конкурса продемонстрировали великолепные знания по истории и о событиях того времени, на фоне которых разворачивается сюжет картины, проявили незаурядность и творческий подход при выполнении заданий.

Мы рады объявить победителей.

ИТОГИ КОНКУРСА

Средняя возрастная группа

Первое место
(Диплом Победителя)

Присуждается
Науменко Ангелине, ученице 7 «А» класса МАОУ «Лицей №1», г. Балаково, Саратовская область


Второе место
(Диплом II степени)

Присуждается
Захаровой Марии, ученице 8 «А» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Карпинск, Свердловская область
Руководитель: Кригер Александр Владимирович, учитель физики и ОБЖ


Третье место
(Диплом III степени)

Присуждается
Потёмкиной Юлии, ученице 8 «Б» класса МБОУ «Игринская средняя общеобразовательная школа №1», п. Игра, Удмуртская Республика
Руководитель: Корепанов Андрей Алексеевич, учитель истории и обществознания


Старшая возрастная группа

Первое место
(Диплом Победителя)

Присуждается
Корнух Светлане, ученице 10 класса МАОУ «ФТЛ №1», г. Саратов
Руководитель: Матыс Ирина Геннадиевна, учитель истории

Второе место
(Диплом II степени)

Присуждается
Мыцких Альбине, ученице 9 «А» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Карпинск, Свердловская область
Руководитель: Кригер Александр Владимирович, учитель физики и ОБЖ

Третье место
(Диплом III степени)

Присуждается
Убейкиной Дарье, ученице 11 класса БОУ г. Омска «Лицей №166», г. Омск
Руководитель: Мартин Мария Анатольевна, учитель истории


Сертификатами Участников конкурса награждаются:

Лангеман Анастасия, ученица 11 класса БОУ г. Омска «Лицей №166», г. Омск
Руководитель: Мартин Мария Анатольевна, учитель истории

Локтева Светлана, ученица 7 «В» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140», г. Пермь
Руководитель: Шишкина Е.В., учитель истории

Шарипова Алина, ученица 7 «А» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140», г. Пермь
Руководитель: Шишкина Е.В., учитель истории

Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учёбе, удивительных открытий и важных свершений! Мы очень надеемся, что вы станете постоянными активными участниками обсуждений и следующих выпусков нашего «Исторического кинолабиринта».

Благодарственными письмами Редакционного Совета Федерального портала История.РФ награждены руководители творческих работ:

Корепанов Андрей Алексеевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Игринская средняя общеобразовательная школа №1», п. Игра, Удмуртская Республика

Кригер Александр Владимирович, учитель физики и ОБЖ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Карпинск, Свердловская область

Мартин Мария Анатольевна, учитель истории БОУ г. Омска «Лицей №166», г. Омск

Матыс Ирина Геннадиевна, учитель истории МАОУ «ФТЛ №1», г. Саратов

Шишкина Е.В., учитель истории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140», г. Пермь

Надеемся, что вы и в дальнейшем с такой же заинтересованностью будете дарить своим ученикам постижение человеческого измерения истории. Успехов вам, здоровья и неиссякаемой энергии. У вас талантливые и очень любознательные ребята. Почаще давайте им шанс вместе с вами размышлять, спорить и творить.

ВНИМАНИЕ!

Наградные документы можно скачать здесь.

Редакция обращает внимание учителей истории на то, что материалы конкурсов «Исторический кинолабиринт» могут быть активно использованы во внеклассной работе, посвящённой изучению «100 лучших отечественных фильмов».


Редакция публикует работу победителя конкурса Корнух Светланы, ученицы 10 класса МАОУ «ФТЛ №1», г. Саратов.

Вопросы исторического характера

4. Какая причина была основным препятствием для широкого внедрения научно-технических открытий того времени в народное хозяйство? Какое отношение к этой причине имеет персонаж, сыгранный Львом Дуровым?

Послевоенные годы в нашей стране ознаменовались не только невиданными темпами восстановления разрушенного народного хозяйства, но и стремительным научно-техническим прогрессом. Развитие в области электроники и связи, ракетостроении, получении новых материалов (полимерных и полупроводниковых) позволили взлететь в космос, опуститься в глубины океана, создать атомную и водородную бомбы, усиливать обороноспособность страны.

Однако население не могло в полной мере пользоваться плодами научно-технических открытий: не было телевизоров, печей СВЧ, лазерной медицины, тефлоновой посуды, хороших автомобилей и гражданских самолётов. Одной из причин, ограничивающих широкое внедрение новинок прогресса в быт народа, являлась секретность разработок, которая была совершенно необходима в обстановке холодной войны, тотального военного и промышленного шпионажа. На каждом предприятии, НИИ, КБ, связанных с разработкой, изготовлением и использованием новой техники работали люди, обязанные следить за соблюдением режима секретности при работе с документацией и общении с людьми. Один из таких «секретинов» представлен в фильме «Девять дней одного года» в эпизодической роли замечательного артиста Льва Дурова. На свадьбе главного героя фильма Дмитрия Гусева один из гостей, видимо желая блеснуть осведомлённостью и сделать приятное жениху, пытался изложить конструкцию одной детали, но был вежливо, но твёрдо остановлен бдительным сотрудником секретного отдела. Иногда чрезмерная опека тормозила процесс разработок, так как, не получая свежей научной информации, не сотрудничая с зарубежными учёными, не участвуя в международных конференциях и выставках, нашим учёным приходилось дублировать чью-то работу, это отнимало силы и время. Понимая нужность работы «секретчиков», учёные относились к ним с уважением и с иронией, о чём свидетельствует диалог между персонажами артистов Казакова и Дурова.

Вопросы по содержанию фильма

1. Из 365 дней были выбраны и представлены лишь 9. Каждый из этих дней по-своему важен. Проанализируйте любой из 9 дней и раскройте его значимость для героев фильма.

На экране всего 9 дней из жизни персонажей фильма. Каждый из них интересен и значим: раскрывает характеры, взгляды, взаимоотношения героев, окружающую их обстановку на работе, дома, в стране. Первые кадры под вой сирены, оповещающей об аварии, как теперь говорят, о нештатной ситуации, ведут зрителя по помещениям большого физического института, показывают огромные установки, приборы и оборудование, молодых сотрудников за работой.

Здесь проходит большая часть жизни героев фильма физиков «ядерщиков». В этот день произошло то, что всегда сопровождает научные изыскания: успех и неудача. Во время эксперимента получен долгожданный результат, но реактор пошёл «в разнос», и, находящиеся в секторе профессор Синцов и молодой физик — главный герой фильма Дмитрий Гусев подвергаются радиационному облучению. Для Синцова доза оказывается смертельной. Возникает основной вопрос фильма: стоят ли научно-технические достижения единственной человеческой жизни, даже если она отдаётся добровольно ради достижения высокой цели? Это противоречие видно в поведении Синцова, знающего о скорой смерти. Он то безудержно радуется результатам эксперимента, которых ждал 5 лет, хватается за работу, набрасывая схему новой установки, то сожалеет о рано отданной жизни, советуя Гусеву бросить все, жениться и наслаждаться жизнью.

В этот день друг и соратник Гусева физик-теоретик Илья Куликов, самодовольный пессимист, перед вылетом в институт для выяснения ситуации, встречается с Лелей, многолетней любовью Гусева. Леля, уставшая от неопределённости в отношениях с Гусевым, решает выйти замуж за Илью и поручает ему объяснение с Митей, которое так и не состоялось в этот день из-за срочной госпитализации облучённого Гусева. Леля, услышав об аварии, немедленно вылетает вместе с Ильёй.

5. Чего не хватает Леле для счастья в семейной жизни, и на ком лежит ответственность за напряжённые отношения между ней и Митей? Обретает ли она наконец это счастье?

Героиня фильма Леля вначале представлена расчётливой и несколько легкомысленной женщиной. В любовном треугольнике на фоне талантливых Ильи и Дмитрия она выглядит заурядным физиком, но умной и красивой женщиной. Они с Митей любят друг друга со студенческих лет. Но одержимость любимого наукой, его постоянная занятость, редкие встречи из-за жизни в разных концах страны, не дают возможности окончательно оформить их отношения. Уставшая от ожидания, неопределённости, неустроенности личной жизни, она решает выйти замуж за благополучного, уверенного, интеллигентного, живущего в Москве Илью Куликова.

Хитрая женщина поручает ему сообщить об этом Мите. Однако, услышав о несчастье с Гусевым от направляющегося в научный городок профессора, она тотчас вылетает. Встретив после клиники Гусева, она принуждает его к откровенному разговору, во время которого выясняется, что она любима и нужна этому незаурядному человеку. Осознавая все трудности семейной жизни с больным и одержимом наукой мужем, даже невозможностью иметь детей, Леля сообщает мужчинам о перемене решения. На свадьбе она счастлива, но через некоторое время ей надоедает повседневность. Как женщине ей не хватает внимания, развлечений, даже простых разговоров с мужем. Она обвиняет Митю: утром он торопится на работу, часто возвращается, когда она уже спит. Она не требует много, даже маленький комплимент ее халатику может поднять ей настроение.

Пятый день фильма. Кто виновен в напряжённых отношениях в семье? Леля, задумываясь, обвиняет себя: она плохая жена, глупая, плохо готовит, недостаточно заботится о муже. Внезапное появление галантного Ильи с подарком вновь настраивает ее против Мити. Гусев не задумывается над этим вопросом; он счастлив, после серии
неудач огромный успех (получен долгожданный поток частиц). Леля счастлива, в доме коллективный праздник по этому поводу, но он омрачён известием о получении Мити очередной дозы облучения, следовательно, неизбежным ухудшением его здоровья. Несмотря на требования врачей и Лели, Гусев с Куликовым полностью в работе. В это время она чувствует себя ненужной, мешающей ему, готова уйти, но страх за ухудшающееся здоровье любимого, убирают ее сомнения.

Гусевы приезжают на родину Мити, где Леля впервые видит простую русскую деревню, где он рос, бескорыстно любящих его родных, мудрого отца. Она слышит ночной разговор с отцом и убеждается, что она сделала правильный выбор, разделив свою судьбу с этим самоотверженным человеком.

Дальнейшие кадры фильма убеждают в этом. Леля буквально разрывается между домом с больным Митей и работой. Там опять неполадки, которые скрывают от Гусева, и она, вызвав Илью, работает над проблемой, тем самым чувствуя себя помощником мужа. В слезах она пытается объяснить обман внезапно появившемуся Мите, он успокаивает и обнадёживает, что после лечения в Москве все будет хорошо.

Верная Леля переживает в клинике накануне сложной с неопределённым результатом
операцией, но полученная от Гусева записка настраивает героев фильма и зрителей на оптимистический лад. Верится, что эта прекрасная пара будет вместе жить и трудится на благо человечества.

Вопросы для размышления

2. Почему Гусев, зная о возможном риске, не последовал совету своего старшего коллеги и учителя?

Надрывный вой сирены, встревоженные и бегущие к месту аварии врачи и сотрудники физического института. Так начинается фильм М. Ромма «Девять дней одного года». Произошла авария во время эксперимента, и молодой учёный Дмитрий Гусев и его учитель профессор Синцов получают неподдающуюся точному подсчёту дозу радиоактивного облучения. Синцов перед смертью даёт Гусеву совет: бросить эту работу, жениться и жить. Заболевшего Дмитрия отправляют в клинику. Оправившись от болезни, не соблазняясь предложением друга Ильи перейти на безопасную работу в Москве он вновь продолжает работать, как говорят, на износ. Для чего? Стоит ли отдавать жизнь ради отдалённой цели (которую можно и не достичь) — получение огромной энергии на благо или гибель человечества? Но Гусев иначе не может, ибо он принадлежит к той породе энтузиастов, одержимых поиском нового, для которых работа жизнь и счастье. На подъёме научно-технического прогресса их было много учёных, инженеров, настройщиков и испытателей, бескорыстно работающих вечерами и ночами, мёрзнущих и изнывающих от жары на полигонах, заражающихся микробиологов, геологов, отыскивающих уран и алмазы. О них мне рассказывала моя бабушка-физик, которая настраивала электронику и автоматику ракетных пусковых установок, бывала на полигоне в заволжской степи.

В НИИ разрабатывала и внедряла в производство изделия для военной техники. О таких вымышленных и реальных людях можно узнать из книг и кинофильмов: «Иду на грозу» Д. Гранина, «Творцы» С. Снегова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Жизнь во мгле» и «Дэвид Мэллори» Митчела Уилсона, «Ярче тысячи солнц» Юнга, «Укрощение огня». Такие одержимые были всегда и везде, есть и будут, такие как Галилео Галилей, Джордано Бруно, супруги Кюри, маршал Неделин, погибшие космонавты. К ним относится герой фильма в исполнении замечательного артиста Алексея Баталова.

Хотя работа Гусева в данной исторической обстановке вероятнее всего будет использована для создания оружия уничтожения, он искренне верит, что разумное человечество направит добытые трудом учёных знания исключительно на процветание жизни на Земле.

5. Как вы думаете, почему среди всех персонажей кинофильма нет ни одного, кто бы интересовался гороскопами, амулетами, предсказаниями судьбы и всякого рода «исцелениями»? Можно ли связать склонность к мистицизму с конкретными общественно-историческими условиями?

Герои фильма «Девять дней одного года» работают, спорят на разные темы, шутят, но ни в одном из кадров нет даже упоминания о мистике, гадалках, экстрасенсах. В тот момент в стране людей не интересовали оккультные науки, разные целители и предсказатели. Народ жил реальными событиями, был самым читающим и образованным. Персонажи фильма росли, учились и воспитывались в стране, где основной идеологией и мировоззрением был материализм и атеизм, а национальной идеей дело строительства коммунизма.

Социально-экономическая политика государства вселяла уверенность в завтрашнем дне: обеспеченность работой и отдыхом, небольшим, но гарантированным доходом, бесплатным образованием и лечением, доступность культурных ценностей (стоимость билета в кино составляла 3-10% дневного заработка врача, сейчас 5-8% от месячного). При житейских трудностях можно было рассчитывать на моральную и материальную поддержку общественных организаций и рабочего коллектива. Популяризация в средствах массовой информации научно-технических достижений, высокий престиж учёных, инженеров, космонавтов, новаторов в разных отраслях хозяйства, побуждали молодёжь к учёбе, образованию, повышению культуры.

«Железный занавес» препятствовал проникновению из-за границы морали и информации чуждых идеологий страны. В наше время печать пестрит от объявлений об услугах всех мастей провидцев и целителей, они заполнили эфир, и почти каждый четвёртый хоть раз обратился к ним. Почему? По многим причинам. Изменение в 90-х годах общественно-социального строя в стране привело к смене приоритетов: цель труда на благо страны сменилась на стремление любым путём иметь много денег, дорогих вещей, развлекаться в ночных клубах, привело к расслоению общества. Ухудшение условий жизни большинства населения, изменение статуса трудового человека (хамоватый торгаш ценится выше профессора) породили неуверенность и чувство безысходности.

Выросли трудности получения качественного образования, на экранах мелькает низкопробная «попса», реклама и фильмы с бандитскими разборками. Поэтому хлынувший из-за открытых границ поток информации, пропагандирующий мистицизм, толпы новоявленных мессий и провидцев, мошенников, которые обещают исцеление и помощь в жизненных трудностях нашли здесь благодатную почву.

Хочется верить, что с укреплением экономики России, повышением жизненного и культурного уровня населения это мракобесие исчезнет и восторжествует разум.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ФИЛЬМУ «ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА»

Вопросы исторического характера

1. Как в истории внутренней политики СССР называется период времени, к которому относятся съёмки и сюжет фильма? Какие конкретные события определяют временные границы этого периода?

Данный период вошёл в советскую историю под образным названием «оттепель». Это был период ослабления тоталитарной системы, связанный с попытками переосмыслить опыт построения социализма в СССР, связанный с применением массовых репрессий и нарушения большинства общечеловеческих, гражданских и политических прав советских людей. Начало периоду было положено докладом Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» в 1956 году. Завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964 году. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время руководства Хрущёва. Наиболее показательным в этом смысле было усиление давления на творческую интеллигенцию: так в 1957 г. за публикацию за границей романа «Доктор Живаго», отмеченного Нобелевской премией, из Союза писателей СССР был исключён Пастернак. Цензурой запрещены были произведения Булгакова, КГБ изъяло роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», в котором герой, борясь с фашизмом, невольно проводит параллели между гитлеризмом и сталинизмом. Критике подвергались также работы художников –авангардистов после посещения Хрущёвым выставки в Манеже в 1962 году.

2. Назовите основные научные направления и главные достижения учёных в конце 50-х - начале 60-х годов XX века.

Ответ на этот вопрос должен оцениваться в соответствии с объёмом и значимостью перечисленных фактов. Необходимо, чтобы были выделены такие направления, как:
- развитие атомной энергетики
- освоение космоса,
- развитие химической промышленности,
- расширение географии научных центров и академгородков, куда привлекались силы молодых и энергичных учёных в области математики, биологии, генетики, физики и других наук.

3. Что вы знаете об «Атомном проекте СССР»? В каких эпизодах фильма эта тема упоминается прямо или косвенно?

В 1939 году физики Юлий Харитон, Ян Френкель и Александр Лейпунский обосновали возможность протекания в уране цепной ядерной реакции деления. Советские физики в этот период вплотную подошли к теоретическому решению проблемы создания ядерного оружия, однако после начала войны работы по урановой проблеме были приостановлены. Очень скоро важность этой проблемы была осознана правительством, и к работе вернулись вновь.

Выделяются два главных этапа атомного проекта СССР: первый - подготовительный (сентябрь 1942 года - июль 1945 года), второй - решающий (август 1945 года - август 1949 года). Первый этап начинается с Распоряжения ГКО № 2352 от 28 сентября 1942 года «Об организации работ по урану». 10 марта 1943 года Сталин подписал решение ГКО СССР о назначении Игоря Курчатова на вновь созданный пост научного руководителя работ по использованию атомной энергии в СССР. В 1943 году был создан научно исследовательский центр по урановой проблеме - Лаборатория № 2 АН СССР, ныне Российский Научный центр «Курчатовский институт». Начало второму этапу положили американские бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. В СССР были приняты чрезвычайные меры для форсирования работ по атомному проекту. 20 августа 1945 года Сталин подписал Постановление ГКО № 9887 «О Специальном Комитете при ГКО». Председателем Комитета был назначен заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член ГКО Лаврентий Берия. На Комитет, помимо ключевой задачи организации разработки и производства атомных бомб, была возложена организация всей деятельности по использованию атомной энергии в СССР.

В 1946 году советский атомный проект перешёл в промышленную стадию, в ходе которой, в основном на Урале, были созданы предприятия и комбинаты по производству ядерноделящегося материала.

К январю 1949 года был отработан весь комплекс конструкторских вопросов по РДС 1 (такое условное наименование получила первая атомная бомба). В мае 1949 года на полигон под Семипалатинском прибыл Курчатов; он руководил испытаниями. 21 августа 1949 года основной заряд прибыл на полигон. В 4 часа утра 29 августа атомная бомба была поднята на испытательную башню высотой 37,5 м. В 7 часов утра состоялось первое испытание советского атомного оружия. Оно было успешным.

История советского атомного проекта. Справка

Об этом проекте упоминает Илья, когда он рассуждает о цене прогресса и о том, насколько зависят от политических обстоятельств судьбы миллионов людей, не имеющих никакого отношения к борьбе за мировое влияние: «Там, на той стороне планеты 5-6 человек решают, жить мне или не жить, буду я завтра ужинать, или нет…»

Об этом же спрашивает Дмитрия его отец во время их встречи: «Ты бомбу делал? Стоит ли это того, чтобы отдавать свою жизнь?..» Он слушает уверенный ответ сына и верит его убеждённости.

4. Какая причина была основным препятствием для широкого внедрения научно-технических открытий того времени в народное хозяйство? Какое отношение к этой причине имеет персонаж, сыгранный Львом Дуровым?

В СССР научные разработки финансировались государством. Происходило это довольно оперативно и организованно, особенно если тематика поисков соответствовала интересам и запросам военно-промышленного комплекса (ВПК). Проблема обеспечения обороноспособности была одной из первостепенных, но ее обеспечение было связано с повышенной секретностью. Именно это обстоятельство не позволяло широко внедрять научно-технические открытия в народное хозяйство и тем самым осуществлять перевод всей экономики на интенсивный путь.

Это обстоятельство в полной мере касалось и атомного проекта. 20 августа 1945 года Сталин подписал Постановление ГКО № 9887 «О Специальном Комитете при ГКО». Председателем Комитета был назначен заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член ГКО и генеральный комиссар госбезопасности Лаврентий Берия. На Комитет, помимо ключевой задачи организации разработки и производства атомных бомб, была возложена организация всей деятельности по использованию атомной энергии в СССР. В каждом научно-исследовательском институте, где работали над этими задачами был штат сотрудников госбезопасности, который отслеживал и пресекал возможность утечки секретной информации. Это были малозаметные люди, но свою работу они делали методично, точно и непрерывно. Именно такого сотрудника сыграл Лев Дуров в эпизоде со свадебным банкетом. Сначала его герой кажется человеком, которому просто чужды пространные научные диспуты за праздничным столом. «Не надо хватать суть… не надо останавливаться на эффекте…» Дескать, не время и не место. Но фраза, сказанная следующим оратором, свидетельствует о том, что контекст этой ситуации совсем другой: «Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, ешьте Ваш винегрет – я ничего ТАКОГО не скажу». И ещё позже, когда тост был закончен общими словами, он говорит: «Вот видите, все хорошо, а Вы волновались».

Вопросы по содержанию фильма

1. Из 365 дней были выбраны и представлены лишь 9. Каждый из этих дней по-своему важен. Проанализируйте любой из 9 дней и раскройте его значимость для героев фильма (и нас, зрителей).

День первый: Профессор Сенцов делает открытие, которое стоит ему жизни. Этому делу отдано пять лет жизни. Сначала эйфория: «Победителей не судят!» Он храбрится, шутит, пытается работать, но, увидев отчаяние своей жены, впервые замолкает и осознает неизбежность скорого конца. Молчит и смотрит в одну точку, отключившись от внешнего мира. Впервые он пытается осмыслить свою жизнь перед этой неотвратимостью. Два вывода:
- жизнь коротка, за всю жизнь может быть всего три дня, «когда в голову приходят удачные мысли»
- жизнь важнее работы, так как работа – это только часть жизни. Он обращается к своему ученику: «Брось-ка ты все это к чёртовой матери. Лови рыбу, собирай грибы, женись на красивой женщине, а то будет поздно».

В этот день Дмитрий Гусев делает окончательный выбор продолжать дело своего учителя.

День второй: Решается личная жизнь Лели и Мити. По ряду обстоятельств Леля остаётся с Гусевым.

Происходит дискуссия между Ильёй и Дмитрием. Илья не признает прогресса человеческого разума и интеллекта, утверждая, что «науку двигает война», и большинство научных открытий используется для уничтожения людей. Дмитрий возражает, его позиция основана на вере в здравый смысл, но последний аргумент касается личных качеств оппонента: «… ты благополучный человек, имеешь роскошь так рассуждать». Видимо, «благополучие» состоит в том, что Илья оценивает людей отстраненно, а Дмитрий себя от них не отделяет.

День третий: Свадьба Лели и Мити в Доме Ученых в академгородке. Атмосфера восторженной романтики по поводу перспектив и возможностей, которые наука открывает перед человечеством. Молодость, надежды, всеобщее ощущение важности своей работы, чувство первооткрывателей, которые идут первыми и ведут за собой остальных. Полная поглощенность наукой как молодежи, так и профессионалов-реалистов постарше.

День четвёртый: Трудности повседневной семейной жизни. Растерянность и разочарование Лели, которой не хватает внимания, уверенности в своей необходимости, профессионального признания.

Продолжение темы соотношения войны, научного прогресса и ответственности учёного. Герой Евгения Евстигнеева развивает эту мысль и называет ситуацию «ядовитейшим парадоксом».

День пятый: Получен поток нейтронов. Всеобщее ликование, радужные перспективы, праздник, на который приглашены все, имеющие отношение к этому результату. Но Гусев, находившийся внутри установки, понимает, что для него превышена допустимая доза облучения. Он молчит и не признается.

Внутрисемейный конфликт обостряется, Леля пытается обратить на себя внимание, «проявлять характер» - все безрезультатно. Приехавший Илья раздражает своей предупредительностью и внимательностью, потому что Леля ждёт всего этого, но не от него. Илья как настоящий друг остаётся, чтобы помочь перепроверить, подтвердить и обобщить полученные данные.

День шестой: Рутина перепроверки, более 550 опытов, нарастания потока нейтронов нет. Все очевиднее становится, что первоначальный результат не соответствует ожиданиям, от энтузиазма сотрудников не осталось и следа. Дмитрий раздражён, резок, начинает безжалостно судить о людях: «у добрых и терпимых все растаскают». Он произносит ядовитый монолог о дураках: «они не ошибаются никогда», «они неистребимы» — и в своих рассуждениях становится похож на Илью в начале фильма. Они как будто бы меняются позициями и мнениями, так как Илья наоборот призывает к терпимости и пониманию.

Перелом в семейных отношениях. При очередном разговоре с Лелей Гусев признается, что получил дополнительное облучение. Жена впервые забывает о себе. Она полна любви, жалости и готовности поддерживать любимого до конца.

День седьмой: Этот день проведён на родине, в гостях у отца, в кругу близких людей. Становятся понятными истоки большинства личных качеств Дмитрия Гусева: его преданности выбранному делу, его упорству и увлечённости, его скромности в быту и неприятию громкой официально-напыщенной славы, его готовности жертвовать собой ради блага других. Трогательна и глубока его духовная связь с отцом, с которым у него был откровенный разговор о своей судьбе и смысле своей жизни. Отец, малограмотный по сравнению с сыном человек, душой понял и принял его выбор и тем самым необыкновенно поддержал в трудный момент, утвердив в необходимости бороться за жизнь любыми возможными средствами.

День восьмой: Самый главный день. Все, кого любит Дмитрий рядом, все вместе и думают об общем. Разочарование в неудавшемся открытии сменяется спокойной уверенностью: путь не пройден, нужно продолжать, начав сначала: из 100 вариантов один отпал – осталось только (!) 99. Все что второстепенно, отходит на второй план, остаётся высокая идея личного предназначения. Гусев подводит итог прожитого года: «Он прошёл хорошо. Я доволен».

День девятый: Гусев вновь в клинике. Он готовится к операции, результат которой непредсказуем. С ним рядом не только жена и друг, но и такие же преданные своему делу профессионалы, как и он сам. Чем все закончится? Неизвестно. «Открытый» финал фильма. Мы не знаем, будет ли жить Гусев, и удастся ли ему завершить свою работу. Но мы хотим, всеми силами души хотим, чтобы не погибал этот человек, чтобы он победил!

2. В каких эпизодах фильма и какие герои спорят о противоречивости научного прогресса? Чьё мнение кажется вам наиболее убедительным и почему?

Ответ на этот вопрос содержится в описании событий первого, второго и четвёртого дня. Эпизод с разговором при встрече Ильи и Лели в первый день, спор Мити и Ильи в ресторане «Арагви», рассуждения учёного Николая Ивановича (роль Е. Евстигнеева). Мнение автора работы должно быть самостоятельным и убедительно обоснованным.

3. Свой выбор между Дмитрием и Ильёй Лёля сделала в день, который называется «вторым». Как вы думаете, почему она осталась с Гусевым?

Главная причина в том, что Леля и Дмитрий любят друг друга. Но ей хотелось более ярких и убедительных проявлений чувств с его стороны. Гусев же был из тех мужчин, для которых на первом месте стояло дело. Кроме того, он считал, что любовь не нуждается в постоянных подтверждениях, если она есть. В дополнение ко всему, их разделяли расстояния, и за 6 лет общения они, по словам Лели, встречались всего 5-6 раз. Илья был более обходительным, внимательным и, безусловно, тоже очень любящим человеком. Одного не хватало – Леля его не любила. Однако она решила выйти замуж за нелюбимого человека, решив, что важнее то, что любят ее, и при этом оказывают именно такое внимание, какое ей было так необходимо. Однако внутренней уверенности у неё не было, и она также не понимала, как сказать о своём решении Мите. В конце концов она решила, что если решение совместное, принятое вместе с Ильёй, то значит он, как мужчина, должен взять эту неприятную миссию на себя. Однако Илья под любыми предлогами уходит от важного разговора. Леля понимает, что он оставляет ее без поддержки, и ее неуверенность усиливается. Она понимает, что Илья «сбежал», переложил на нее неприятный разговор. Она раздосадована, разочарована и делает последнюю попытку добиться нужного ей признания от Гусева, но тот сначала пытается резкостью оттолкнуть ее, а затем все-таки объясняет главную причину. Он рассказывает об уже полученной дозе радиации. Леля понимает, что обидные слова («Ты вспоминал обо мне?» - «Нет. Не вспоминал») – это всего лишь попытка оградить ее от будущих трудностей. Она решает остаться с Дмитрием. В этом решении кроме любви чувствуется некая искусственность, основанная на абстрактном понятии подвижничества и долга. Похоже, что Леля сама себе в этот момент нравится и ждёт подобной ответной реакции.

4. Кто кроме Дмитрия Гусева и его коллег также преданы своему делу и готовы идти на жертвы ради достижения цели?

Ещё два героя фильма представляют собой преданных своему делу профессионалов.
Во-первых, это профессор-биофизик Евгений Покровский, который рискует, соглашаясь на непредсказуемую операцию, которая никогда раньше не проводилась. Он понимает, что в случае неудачи ему придётся пойти под суд за самоуправство. А шансов на удачу «нет!.. ну - почти нет». Но он также одержим профессией и готов идти к цели через любые препятствия. А когда он встречает учёного, подобного себе, который понимает все риски и согласен идти до конца, то все-таки принимает решение рискнуть.

Во-вторых, это донор Митя, который тоже является учёным и пишет диссертацию по пересадке костного мозга. Для него возможность участвовать в подобной операции – удача. Он с восторгом говорит о диагнозе Гусева: «редчайший случай…просто великолепно». Гусев в ответ иронизирует, но не обижается, так как видит в молодом энтузиасте самого себя. Абсолютно здоровый человек идёт на операцию, рискуя собой ради получения необходимых данных, а значит и ради развития науки с пользой для людей.

5. Чего не хватает Лёле для счастья в семейной жизни, и на ком лежит ответственность за напряжённые отношения между ней и Митей? Обретает ли она наконец это счастье?

Если между любящими людьми не ладятся отношения, то это значит, что ошибки делают оба. На каждом лежит своя доля ответственности. В самом начале семейной жизни каждый из них сосредоточен прежде всего на своих проблемах. Леле необходимо признание ее профессиональных достоинств, похвала за выполненные домашние дела, комплименты ее внешности – все то, без чего ни одна женщина не может чувствовать себя по-настоящему любимой. Для Дмитрия нет ничего важнее его работы – он пропадает в лаборатории почти все время, он и дома поглощён своими мыслями, отвечает жене невпопад, не замечает ее растерянности и обиды, все ее хлопоты и заботы в быту воспринимает как само собой разумеющееся. Ей нужно постоянное внешнее подтверждение любви, а он уверен, что достаточно раз сказать о своих чувствах и хранить их глубоко в своём сердце, не удешевляя словами, которые он не умеет подбирать так верно, чтобы они соответствовали глубине и силе его любви. («Не молчи» - «Разве я молчу?»). Он торопится, потому что знает о кратковременности отпущенного ему времени. Женой он любуется во время ее сна, отгоняя табачный дым и сознавая, какой опорой она является в его жизни. Но не говорит. По-настоящему они превратились в единое целое, осознав близость смертельной опасности. В деревне, отцовской избе за столом сидят люди, абсолютно настроенные друг на друга, улавливающие малейшие оттенки самочувствия и настроения. Серию последних опытов они также проводят как соратники и друзья, настроенные не на свои амбиции, а на достижение конечной цели.

6. Для чего в фильме присутствуют события седьмого дня? Можно ли сказать, что, при всей несхожести образа жизни, между Дмитрием Гусевым и его отцом существуют глубокая духовная связь и взаимопонимание?

Ответ на этот вопрос дан в описании седьмого дня.

7. В каких эпизодах мы видим у героев и персонажей фильма проявления юношеского романтизма и мечтательности, несмотря на то, что их работа связана с точными науками и строгими расчётами?

На свадебном банкете в доме учёных молодые сотрудники говорят о «вековой мечте человечества», о возможности «вырваться за пределы солнечной системы», о возможности войти в пределы «иной галактики на глубину в 500 световых лет». Никакие реальные расчёты ими не принимаются в расчёт. Для них этот скептицизм не более, чем «узость мышления», подобно насмешкам, которым современники подвергали идеи Циолковского. Безграничная вера в беспредельные возможности человеческого познания.

Сам Дмитрий в споре с Ильёй пользуется масштабными категориями подобно «пользе для всего человечества», «коммунизму», а в разговоре с отцом почти лозунгом утверждает, что «мысль остановить нельзя». Да и Митя-донор тоже романтик, увлечённый процессом познания и поиском способов излечения человечества от болезней, вызываемых все тем же научным прогрессом. Вечное двойственное противоречие, о котором герои фильма не говорят, но которое есть в подтексте и заставляет задуматься.

Вопросы для размышления

Эта часть вопросов является свободной для самостоятельного обдумывания. В данном конкурсе впервые не даются даже приблизительные ориентиры. Аудитория представляется уже достаточно подготовленной, и думается, что среди вопросов данного раздела каждый найдёт для себя наиболее интересную тему, и представит свои рассуждения заинтересованно, аргументированно и ярко.

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады разделить с вами удовольствие от просмотра и обсуждения ещё одного прекрасного фильма, который вошёл в число наиболее талантливых, искренних и любимых зрителями картин. Это честный и глубокий разговор с нами о долге, мечте, любви и надеждах через время посредством искусства.

Автор и куратор проекта
Марина Анатольевна Горбунова
и Редакция портала


ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
О ФИЛЬМЕ «ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА»

Захарова Мария: Фильм «Девять дней одного года» - это фильм размышлений. Здесь нет музыки, зритель должен сам понять мысль режиссёра. Это и делает обстановку в нем более напряжённую и интригующую.
Фильм начинается немного необычно.
В тишине лабораторий внезапно раздаётся гул сирен. Мигают сигнальные лампы.
В этот день советские учёные Синцов и Гусев получили ионизированную плазму. Им удалось сделать шаг вперёд навстречу к тайнам термоядерной реакции. Но цена этого шага велика: Синцов погибает. Гусева уверяют уйти и оставить незаконченный опыт, но он должен подняться ещё на одну ступеньку, приблизив человечество к неисчерпаемым запасам энергии.
Для завершения работы ему нужен год. Именно из этого года взяты девять дней, о которых идёт речь. Каждый из них особенно важен и уникален.
Просматривая этот фильм, мы видим, что физики не такие уж и скучные люди. Несмотря на то, что всю свою жизнь посвящают открытиям в области науки, они все же умеют веселиться и находить время для любви. Но это не относится к главному герою фильма - Гусеву, который так стремится закончить начатое дело.
Фильм даёт понять - у каждого человека должна быть своя цель в жизни.
У кого-то она маленькая, каждый день новая, у кого-то - большая.
А есть, как у Гусева, - цель всей его жизни. И главное, идти к этой цели, преодолевая все трудности и невзгоды.
В фильме три главных героя; у каждого своя цель. Но в конце мы видим, как они объединяются и становятся командой.
Неожиданный финал, который снова заставляет задуматься. И каждый зритель придумает свой.

Лангеман Анастасия: Меня очень впечатлил фильм «Девять дней одного года». Игра актёров поражает своей правдоподобностью. Характеры персонажей яркие, запоминающиеся. Сценаристы написали отличные диалоги. Бутафории в фильме поражают своей естественностью, они полностью передают обстановку лабораторий, больниц советского времени.
В фильме «Девять дней одного года» показаны именно люди с большой буквы. Гусев – «Герой своего времени», очень предан своему делу, всё время проводит на работе, приближаясь к достижению своей цели. Лёля женственная и умная, она пытается не мешать Дмитрию с работой, принимая в конце концов важность работы её супруга. Илья Куликов не верит в разумное положительное начало человеческой природы, скептически относится ко всем добрым намерениям ученых, в некоторых вопросах циничен, но добр, по-детски раним, спокоен и мягок. В этом фильме описана жизнь ученых - и сами герои сильно отличаются от «простых советских людей». Они элегантно одеты, питаются в ресторане, разговаривают правильным литературным языком, их поступки благородны.
Этот фильм очень пронзительный, он, как и все советские фильмы, превосходный и неповторимый, никто кроме русских людей не сможет передать менталитет нашего народа в одном фильме. «Девять дней одного года» - великолепный фильм-раздумье, где высказаны очень важные слова о смысле и цели человеческой жизни, которые имеют актуальность и в наши дни.

Мыцких Альбина: Фильм «Девять дней одного года» произвёл на меня большое впечатление. Герои этой картины очень умны и романтичны, полны энтузиазма, патриотичности и любви к науке. Эти чувства просматриваются на протяжении всех девяти дней.
Дмитрий Гусев - физик-ядерщик, работающий на атомной электростанции. Он получал облучение три раза, после чего умер. А ведь Митя мог избежать этого, отказавшись работать с термоядерными реакциями, но он не сделал этого. Задаётся вопрос: «Почему?». Почему он никому не говорил о своём первом облучении? Почему Митя пришёл облучённый, еле стоящий на ногах, на работу? Почему думал только о термоядерной реакции, а не о здоровье? Ведь, избежав излучений, он мог быть счастлив: иметь детей, верную жену и прекрасного друга. Однако, Гусев пошёл по другому пути…
Физики 50-60-х годов работали на энтузиазме, поэтому не могли защитить себя от излучений, не было защитной одежды и лекарств. И главное, Митя это понимал и всё равно работал. Он посвятил свою жизнь науке, человечеству и стране. Для Гусева было счастье быть полезным и нужным - он очень этого хотел. Илья и Лёля говорили, чтобы он берёг себя, переживали за друга, но в то же время понимали, что Митя прикладывает все силы, чтобы осуществить свою мечту, и, если ему осталось мало времени жить, друзья помогали, как только могли.
Поразмышляем о Лёле, ещё одной главной героине фильма. Она хотела выйти замуж за Илью, но в последний момент выбрала Митю, потому что хотела быть полезной и нужной ему в последний год его жизни. В фильме был показан день, как Лёля и Митя жили. Тогда она винила себя за то, что она – плохая жена, и считала, что мешает ему и придаёт лишние заботы. Лёля не сказала Мите о неудачно проведённых сериях термоядерной реакции, из-за этого он сам пришёл узнать о результатах, после чего она мучилась угрызениями совести и посчитала, что поступила мерзко и ужасно.
В фильме присутствует третий главный герой, физик-теоретик - Илья Куликов. Честно говоря, на меня он произвёл меньшее впечатление, если не считать его ума и суждений, и стремления помочь другу и спасти его. Физики тех годов были очень умны, оригинальны и остроумны. Ведь чтобы знать физику, как учёные того времени, надо ею жить. Немногие понимают этот предмет, и я в их числе, поэтому мне кажется - это дар. Речь, суждения и манеры Куликова показались мне остроумными, изящными и рассудительными. Илья специально приезжал поработать над термоядерной реакцией, чтобы упорство и труды Мити были не напрасны. Ему было очень грустно, что его лучший друг умирает. Однако, было обидно, когда Илья струсил передать письмо Мите, и когда он побоялся поговорить с ним в ресторане. Я как будто на миг поняла, что чувствует героиня. Ведь жить всю жизнь с трусом никакая женщина не хочет.
Подводя итоги этого сочинения, я поняла мотивы героев, их цели и поступки. В этом фильме ясно смешались все чувства и эмоции: патриотизм, самоотдача и внутренняя свобода, любовь, милосердие, энтузиазм, честь, оригинальность и необыкновенность героев, гуманность и храбрость, трусость и целеустремлённость. В нём чётко отражаются те года, к которым относится фильм. Благодаря ему, человек может открыть для себя много нового, полезного и занимательного. Этот фильм может перевернуть мировоззрение человека и открыть для него новые цели.
Потемкина Юлия: Фильм М. Ромма «Девять дней одного года» стал новым словом в советском кинематографе. Во-первых, необычна трактовка музыкальной темы и звукорежиссуры. Удивительно и непривычно, что собственно музыки в фильме почти нет, есть только некое звуковое сопровождение. Во-вторых, новым словом в картине также стали и декорации. Разрозненные эпизоды, массовые сцены, диалоги, любовный треугольник, внутренний монолог органично введены в сюжет фильма. Интересна тема и идея фильма. Главные роли играют популярные актёры. Алексей Баталов вспоминает, что с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого учёного-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Артист сыграл роль человека сегодняшнего дня, интеллигентного, человека новой советской формации, для которого признание и слава не главное. Оказывается, ряд задуманных авторами мрачных деталей был выключен из фильма по цензурным требованиям. Познакомившись с различными статьями о фильме, я выяснила, что был исключён эпизод, где Гусев приходит на могилу матери, исключено указание на то, что к финалу болезнь приводит Гусева к слепоте. Фильм заканчивается на оптимистической ноте, приятно, что никакой трагедии с главным героем не происходит. Радует, что в финале герой готов покорять вершины науки, полон сил и энергии. Вместе с ним верит в победу и зритель. Смелые эксперименты советских учёных поражают и не оставят равнодушных. Посмотрев фильм, я убедилась, что жизнь научно-исследовательского ядерного института непростая и нелёгкая, она требует полной самоотдачи и дисциплины. Фильм М. Ромма вызвал прокатный успех, получил призы ведущих кинофестивалей, о нём спорили в прессе и среди рядовых зрителей. Таким образом, новаторская тема режиссёра была оправдана и реализована.

Убейкина Дарья: «Девять дней одного года» — это первая увиденная мною, кинокартина Михаила Ромма. Это душещипательная интеллектуальная драма о самопожертвовании ради будущего человечества. Никогда ещё не видела ничего подобного. Любовь к своему делу и целеустремлённость Дмитрия Алексеевича Гусева приятно удивили меня. А его отношения с женой Лелей заставляют ещё сильнее переживать за героев и, как следствие, придают яркую эмоциональную окраску всему фильму. Очень понравились мысли Ильи Куликова об обществе, о науке. Они заставили меня поразмышлять об окружающем меня мире.
Из 365 дней нам было показано всего 9. Эти дни полностью характеризуют весь год. Вот тебе и переломные моменты во взаимоотношениях людей, и переломные моменты в науке, а также один день, который как две капли воды похож на остальные. Это необычный режиссёрский ход показать весь год жизни всего лишь за час сорок!
Я считаю, что мне просто посчастливилось, будучи на пороге во взрослую жизнь, увидеть этот потрясающий фильм. Он заставил меня лишний раз подумать о правильности выбора моей будущей профессии. Ведь я, как и герои фильма, планировала связать ее с физикой, и теперь жажду болеть своей работой также, как и главный герой кинокартины.
Думаю, всему молодому поколению следовало бы посмотреть этот фильм. На Дмитрия Алексеевича Гусева должно ровняться все общество, с таким подходом к своему делу человечество достигло бы невероятных вершин в своём развитии! Кинокартина учит, не смотря на неудачи, двигаться только вперёд. Ведь как говорит главный герой: «Из ста возможных путей к истине один отпал. Осталось только 99... Все сначала и так 99 раз». Или как говорил сотрудник института, Валерий Иванович, доказывая свою правоту своим коллегам: «В ресторане ... сидели учёные скептики, вроде вас, и на салфеточках доказывали, что он сумасшедший. Однако летает!». «Девять дней одного года», как никакой другой фильм, мотивирует на дальнейшие успехи.
Шарипова Алина: Фильм «Девять дней одного года» очень интересный: кадр за кадром мелькают сюжеты о любви, работе, жизни героев… Кинокартина Михаила Ромма мне очень понравилась. Было интересно наблюдать за сюжетной линией, за действиями героев. Ты переживаешь за них, радуешься, полностью погружаешься в этот мир. Особенно мне запомнилась и запала в душу трогательная концовка фильма.


ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
О КОНКУРСЕ «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

Лангеман Анастасия: Конкурс «Исторический кинолабиринт» — чудесный конкурс, он воспитывает в молодом поколение патриотизм, приучает к просмотру советских кинофильмов, которые заставляют задумываться о нравственных качествах, мировоззрении, пересмотреть свою жизнь. Этот конкурс способствует развитию творческого мышления, помогает расширить кругозор. К моему, глубочайшему, сожалению я участвую в «Историческом кинолабиринте» первый год, и в следующем году уже не смогу участвовать в этом замечательном конкурсе. Я очень рада, что в нашей стране есть такой конкурс, который не даёт забыть молодёжи о культурных и исторических ценностях. Спасибо огромное организаторам данного конкурса!

Локтева Светлана: В конкурсе такого типа я участвую впервые. Это очень интересно и захватывающе! Ты не знаешь, что будет дальше, на какие вопросы тебе предстоит ответить, какой фильм ты посмотришь. Я искренне рада, что мне рассказали про конкурс «Исторический кинолабиринт» и я приняла в нем активное участие.

Науменко Ангелина: Конкурс очень сложный, заставляющий думать и рассуждать. Благодаря данному конкурсу я посмотрела два замечательных, жизненных, трагичных и очень важных фильма. Узнала много нового. Поняла, что надо обязательно идти к намеченной цели, не предавать, отстаивать своё мнение. Уметь слышать и слушать. Дорожить дружбой и ценить каждую минуту своей жизни, потому что она так быстротечна. А ещё никто не знает, что ждёт нас впереди. Но в наших силах сделать мир лучше и добрее.

Потёмкина Юлия: Фильм «Девять дней одного года» впечатляет. Интерес представляет название фильма. Всего девять дней, но каких! Фильм я смотрела два раза, чтобы понять авторскую идею, а отдельные эпизоды просматривала несколько раз. Россия в наши дни – могущественная военная держава благодаря таким учёным, которые приближали сегодняшний день. Спасибо организаторам конкурса за ещё один познавательный фильм.

Убейкина Дарья: В Конкурсе «Исторический кинолабиринт» я участвую уже второй раз. И уже второй раз я восхищаюсь предложенным к просмотру фильмом! Я очень благодарна организаторам этого конкурса. Благодаря им, я получаю возможность углубить свои знания в школьном курсе истории своей страны. Исторические вопросы всегда очень интересные и заставляю меня посмотреть дополнительную информацию по этой теме. Фильмы захватывающие и трогают до глубины души. Самостоятельно я бы никогда не посмотрела эти кинокартины, потому что просто бы не знала об их существовании. Вопросы для размышлений и по содержанию фильма заставляют максимально углубиться в просмотр с головой и поразмышлять о каких-либо жизненных ситуациях и жизни в целом. В будущем я планирую следить за этим конкурсом, просматривая для себя предложенные фильмы и вопросы. Пользуясь возможностью, я хотела бы поблагодарить организаторов Конкурса за предоставленные нам (школьникам) возможности, а также в частности своего учителя истории за то, что она показала мне этот замечательный и развивающий Конкурс.

Шарипова Алина: Конкурс «Исторический кинолабиринт» — очень хороший конкурс для учащихся. Он помогает погрузиться в прошлое, узнать и открыть что-то новое для себя. Просмотр фильма позволяет развивать аналитическое мышление, помогает научиться выражать свои мысли. Сегодня все реже можно найти конкурс, который позволит нам увидеть мир советского кино. Просмотр таких фильмов куда интереснее, чем какие-то бессмысленные мелодрамы, сериалы, мелькающие на современном ТВ.


АРХИВ КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Друг мой, Колька!..» (13.01.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Служили два товарища» (07.05.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Коммунист» (24.12.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Завтра была война» (07.04.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Горячий снег» (16.06.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Подранки» (20.12.2015)

Яндекс.Метрика