Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

860_Na_Tsargrad.jpg

Первый Аскольдов поход

859

Морской поход руссов и их нападение на Константинополь (Царьград). Первый Договор любви и дружбы с Византией.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ 860 ГОДА

Пошли Аскольд и Дир на греков и пришли к ним в четырнадцатый год царствования Михаила. Цесарь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет на Царьград, и возвратился цесарь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Цесарь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы Влахернской, и вынесли они с пением божественную ризу святой Богородицы и погрузили в реку. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и встали огромные волны, и разметало корабли безбожной Руси, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось спастись от этой беды и вернуться домой.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

 

ПОХОД РУСОВ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Одним из первых известных нам деяний руси на международной арене стало событие первостепенного военного и политического значения - осада летом 860 г. столицы Византийской империи Константинополя, который являлся в то время едва ли не крупнейшим и богатейшим городом во всем мире. Одним из следствий этого похода стало крещение руси посланцем Константинопольского патриарха (не позднее 867 г.). В этой связи нельзя не отметить уникальность некоторых источников, из которых нам известно об этих событиях: особо следует выделить свидетельства их современника и очевидца Константинопольского патриарха Фотия, а также заметку в одной из византийских малых хроник («Брюссельской хронике»), где приводится точная дата нападения руси - 18 июня 860 г. (редчайший случай в древнерусской истории!).

Особого внимания данный поход заслуживает еще и потому, что эта первая крупная военная акция руси против Византийской империи относится к периоду до установления гегемонии Рюриковичей, с которыми по традиции связывается становление русской государственности. Тем не менее этот поход был прекрасно организован и стал едва ли не самым успешным в военном отношении - лишь морская стихия смогла совладать с русским флотом.

В общих чертах информация источников может быть изложена следующим образом: 18 июня 860 г. к Константинополю подошел вражеский флот численностью от 200 до 360 кораблей. Нападавшие явились с севера и преодолели значительное расстояние, но их нападение оказалось совершенно неожиданным. Это был «скифский» народ, до этого события не пользовавшийся славой и считавшийся «малозначительным», но добившийся крупных военных побед над своими соседями и дерзнувший испытать свою силу, напав на саму столицу Византии; вооружение и организация войска варваров были примитивными, их главной силой была храбрость и ярость. Поскольку император Михаил III с армиями находился в это время в походе против арабов, враги, не встретив сопротивления, осадили Константинополь, разграбили пригороды, захватили в плен или убили множество жителей, действуя с невиданной жестокостью; разорению подверглись также окрестные области, в том числе Принцевы острова в Мраморном море, в 100 км от Константинополя. Укрывшиеся в городе жители впали в отчаяние и с ужасом ожидали штурма, который осаждавшие откладывали, вероятно, требуя выкупа. В одну из ночей, возможно, была предпринята атака на город со стороны моря, посеявшая панику среди горожан.

Патриарх Фотий вразумлял и ободрял горожан, призывая уповать на покровительство Богородицы; вокруг стен с молебнами была обнесена священная риза Богородицы, вскоре после чего враги сняли осаду и отступили от города, унеся немалую добычу.

Тем временем император, получив от охранявшего столицу эпарха сообщение о нападении руси, прервал свой поход в районе Мавропотама и спешно вернулся в Константинополь, с трудом переправившись через Босфор; вместе с патриархом он молился во Влахернском храме, и, когда в море окунули хранившуюся там святыню -покров (мафорий) Богородицы, поднялась внезапная буря, погубившая флот руси; в итоге нападавшие были наголову разбиты. Вскоре после событий 860 г. грозный и жестокий народ, недавно причинивший христианам столько бед, добровольно склонился к принятию христианства. В Константинополь прибыло посольство руси, заключившее с империей договор о мире и просившее о крещении. Фотий отправил к руси епископа, который ок. 866/67 г. сообщил об успехах своей проповеди.

После убийства Михаила III и низложения Фотия новый император Василий I (867-886) с помощью богатых даров добился от руси подтверждения мирного соглашения и исполнения договоренности о крещении; однако архиепископ, поставленный патриархом Игнатием (867-877), был встречен с недоверием и по просьбе вождя руси на собрании старейшин и народа явил чудо с книгой Евангелия, оставшейся невредимой в огне; после этого люди согласились принять крещение.

Поход руси на Константинополь помещен в самом начале датированного повествования «Повести временных лет». В этой части летописи события византийской истории соседствуют с повествованием о начале Руси, причем данный поход является едва ли не единственным связующим звеном этих двух планов. Рассказ о походе на Константинополь представляет собой дословный перевод отрывка из византийской хроники семейства Симеона Логофета второй редакции, взятого не непосредственно из ее древнеславянского перевода («Временника»), а из некоего свода мировой и русской истории - например, «Хронографа по великому изложению». При этом летопись связывает поход с киевскими князьями Аскольдом и Диром.

В Новгородской первой летописи известие о походе руси на Константинополь при Михаиле  III заимствовано из той же переводной византийской хроники, что и в «Повести временных лет». Наиболее существенно, что новгородский летописец не пытался связать этот поход с именами Аскольда и Дира, сообщая о нем в части, относящейся еще к правлению Кия с братьями.

Создается впечатление, что русские летописцы просто не знали, куда отнести знаменитый поход, известный им, похоже, лишь по византийской хронике, поэтому видеть в Новгородской летописи веское подтверждение связи похода 860 г. с Киевом едва ли возможно. Но важно отметить, что и Новгородская летопись, и «Повесть временных лет», при всей скудости их сведений об истории Приднепровья в IX в., относят поход именно к этому региону. При этом редактор «Повести временных лет» попытался увязать это важнейшее событие с Рюриком, приписав поход его «боярам», «отпросившимся» к Царыраду «с роды своими».

Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках

 

 

Литература:

Связанные материалы:

2 Комментария

  • Земцов Антон Вячеславович / CEO zemant.com | Член РВИО

    Аскольд и Дир являлись дружинниками Рюрика и ему подчинялись, поэтому их даты появления в Киеве и Царьграде могут быть только ПОСЛЕ вокняжения Рюрика в Великом Новгороде. А значит ПОСЛЕ 862 года.
    Не превозносите их, потому что Рюрик и Вещий Олег продемонстрировали кто есть кто на самом деле.

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    До сих пор среди исследователей нет единого мнения о Фотиевом крещение. Те, кто считает это событие не вымыслом летописца, а реальным фактом разделяются на две группы. Одни полагают, что это произошло где-то в районе Таманского полуострова сразу же после похода русских на Константинополь в 860. Другие считают, что киевские князья Аскольд и Дир были крещены не патриархом Фотием, а присланным из Византии по приказу патриарха Игнатия епископом Михаилом и не в Тамани а в Киеве, 867 г.
    Согласно первой точке зрения, Фотиевому крещению части русской дружины предшествовал поход русов в 860 г. на Константинополь. Вот как этот эпизод описан в "Повести временных лет" (он датирован 866 годом, однако в настоящее время эта дата признана ошибочной): "Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх (градоначальник) прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда (залив Золотой Рог), множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных руссов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой". После этого поражения "безбожных руссов" (с которым, кстати, связано установление святым патриархом Фотием ежегодного празднования Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2/15 июля) состоялись переговоры с их князьями, пожелавшими принять Крещение. После крещения Аскольда и Дира, а так же их дружины был послан в Киев епископ и создана епархия «Россия». При византийском императоре Льве VI Мудром (886-912) она занимала одно из последних мест (61-е) в списках епархий Константинопольской Церкви.
    Патриарх Фотий, в своем окружном послании 867 года, так свидетельствует о крещение руссов: «И не только этот народ (болгары) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве руссы (но о каких руссах идет речь варяги или славяне – источники не дают ответа), которые, поработив находящихся около них, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру».
    Согласно второй точки зрения, крещение Аскольда и Дира произошло в 867 г. в Киеве. Этого мнения придерживаются епископ Порфирий Успенский «Четыре беседы Фотия, святейшего патриарха Константинопольского». СПб., 1863; Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси: Богословские труды. Сборник № 29. М.,1989, стр. 27-40; Протоиерей Лев Лебедев. «Крещение Руси. Изд. МП, 1987, стр. 63 — 76., Парменов А. Русь у стен Царьграда, священник Виктор Кузнецов «Аскольдово крещение», все они считают вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир и c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием в начале или середине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году.
    Примечательно, что древние жития святителей Стефана Сурожского и Георгия Амастридского сообщают о грабительских набегах эруссов — т. е. славяно-варяжских дружин — на Сурож (около 790 г.) и Амастриду (около 842 г.). Эти военные акции в обоих случаях сопровождались чудесами от мощей упомянутых святых и обращением в христианство предводителей этих отрядов.
    О Фотиевом крещение Руси писал и историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков), анализируя Византийские хроники и Никоновскую летопись, он пришел к выводу, что крещение Аскольда и Дира состоялось в правление Василия Македонянина (867-886) и патриарха Игнатия (867—877). «Хотя они и пообещали царю креститься, однако хотели увидеть знак. Когда же царь отправил туда архиерея, они велели ему бросить евангелие в огонь. О, как чудны дела твои, Господи! Огонь был зажжён. Царь воздев руки к небу, посмотрел и сказал: «яви своё имя, Христе Господи». Святое евангелие было положено в огонь, и, побыв некоторое время в пламени, было извлечено совершенно невредимым. Видевшие это варвары испугались; поэтому и все были крещены. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси». Как полагают некоторые исследователи, этим архиереем, крестившим Аскольда и Дира мог быть святитель Михаил, который считается первым Киевским митрополитом. Таким образом, в Киеве при Аскольде и Дире впервые образуется епархия, следовательно первые храмы. Однако процесс христианизации руссов замедлился после того, как Аскольд и Дир, первые князья-христиане, были убиты язычником Олегом, преемником Рюрика. Над могилой Аскольда в Х веке св. Ольга соорудила православный храм.
    Русские летописцы этому событию, впрочем как и крещению кн. Ольги уделяли мало внимания, только лишь потому, что они были менее знаковыми, чем крещение Владимира, который сделал христианство государственной религией Руси. Позже в отечественной духовной литературе появиться красивая легенда о пятикратном крещении Руси.
    Первый раз. Апостол Андрей Первозванный – 40 –е гг. I в.
    Второй. Фотиево крещение Аскольда и Дира, после неудачного похода на Константинополь ок. 860 г.
    Третий. Крещение славян Кириллом и Мефодием ок. 862 -863
    Четвертый. Крещение Ольги ок. 957 г.
    Пятый. Крещение Руси в 988 г. Владимиром.
    Появление данной точки зрения относится еще к эпохе средневековой Руси, и во многом было связано со стремлением усилить значимость крещения Руси, Русь не просто принимала новую веру, а омывалась от греха кровью с пяти ран Христовых. Как верно писал об этом Николай Сербский: «А пять ран Христовых не просто слова, а святая реальность, поэтому о них нужно знать больше, чем просто о словах. Две раны на руках, две на ногах, одна в ребрах. Все пять ран от черного железа и от черного греха человеческого, который чернее железа. Прободены руки, которые благословляли. Прободены ноги, которые шли и вели единственно истинным путем. Прободена грудь, из которой в охладевшие человеческие сердца изливался огонь небесной любви».


Яндекс.Метрика