Берингов пролив

12/7/2013

МОРСКОЙ ПРОХОД ИЗ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА В ТИХИЙ

Еще в XVI в. русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В 1601-02 помор Шубин прошел морем из Северной Двины через пролив Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан г. Мангазея. Помор Лука в начале XVII в. на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к полуострову Таймыр. В 1610-40 русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск. В 1641-44 казачий десятник М.В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг р. Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций.

В этом походе участвовал С.И. Дежнев. Летом 1646 Дежнев вместе с Ф.А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к р. Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647) также оказалась безуспешной. 20.06.1648 из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием Дежнева и Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек).

Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом. 20.09.1648 кочи Дежнева, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северовосточной оконечности Азии - мыса Б. Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнева в октябре выбросило на берег южнее устья р. Анадырь (на Олюторский п-ов). Отсюда Дежнев с 24 спутниками с большими трудностями добрался до р. Анадырь.

После зимовки к весне 1649 в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежневым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 Дежнев занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671 ездил в Москву с «государевой казной» - добытой моржовой костью и пушниной. О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 из «отписки» (донесения) С.И. Дежнева якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С.И. Дежнева, о котором М.В. Ломоносов в 1763 написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой».

В 1898 по ходатайству Русского географического общества мыс Б. Чукотский Нос был переименован в мыс Дежнева. В связи с 300-летием открытия пролива между Азией и Америкой Совет Министров СССР Постановлением от 10.09.1948 учредил премию имени С.И. Дежнева, присуждаемую за лучшие труды по географии Северо-Восточной Азии. Имя Дежнева в разное время носил ряд советских судов.

История флота Российского

 

ПЕРВОПРОХОДЕЦ СЕМЕН ДЕЖНЕВ

Имя Семена Ивановича впервые встречается в «Окладной книге денежного, хлебного и соляного жалованья» за 1638 год. Это опытнейший и выносливый воин в полном расцвете сил. За спиной у него многолетняя служба в Тобольске и Енисейске. Человек «казенный», и жалованье ему положено 6 рублей в год, кроме припаса – весьма солидная сумма. С этого памятного года казачий атаман Семен Дежнев 35 лет движется по тайге и тундре во главе небольших ватаг служилых людей в поисках «государевой прибыли», неустанно следя, чтобы местным людям «никакой порухи не было» – это сильно отличало русских землепроходцев от европейских конкистадоров, с которыми их пытаются отождествлять.

Двигались они по местам «лешим», безлюдным, покрывая Сибирь сетью факторий, острогов, зимовий, охотничьих становищ. Ясак, налагаемый на местное население, был много легче, чем тот, который оно платило местным князьям или иным поработителям. Кроме того, новопроходцы торговали в обмен на «мягкую рухлядь» ружья, порох, свинец и иные железные изделия, которые сибирские люди ценили дороже золота.

20 июня 1648 года из устья Колымы пошло семь кочей – однопалубных суденышек длиною около 25 м, несших по тем временам огромную партию промышленников – 90 человек для отыскания прохода мимо «необходимого носа» (то есть мыса, который невозможно было обойти) к реке Анадырь.

Организатором предприятия был Федот Алексеев – сын Попов – приказчик устюжских купцов. Его целью была добыча «рыбьего зуба». Дежнев был атаманом похода и представлял интересы государства, ему по уставу доверялось взимание пошлины с добычи, ясака с туземцев и приведение их в подданство государю. В походе Дежнев обладал абсолютной властью, а иначе в таком смертельно опасном предприятии нельзя. Но по отзывам первых биографов, власть Дежневу давал его авторитет среди товарищей. Ибо «в бою Дежнев – первый. Он не щадил себя». После боя старался действовать не «жесточью, но лаской». Был знаменит тем, что сам «питохося корою лиственною, тамошние людишки не теснил и не обирал».

Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся три неуклонно пошли вперед.

Лето выдалось на редкость теплым, льда почти не было. Два месяца кочи шли на восток, пока не обнаружили, что, обогнув мыс, плывут на юг в проливе между Азией и Америкой. Разумеется, не подозревая, что совершают великое географическое открытие.

В августе пошел ко дну еще один коч. Умело придя на помощь товарищам, два оставшихся подобрали почти всех тонущих.

В конце сентября буря разбила еще один коч, а Дежнева с товарищами в поврежденном коче океан выбросил на берег южнее реки Анадырь. Отсюда начался поход по суше. Шесть недель «наги и босы, холодны и голодны» шли казаки и промышленники, теряя товарищей, пока холода не заставили их зазимовать. Еще были живы 25 человек, к весне их осталось 12.

Все лето добирались они до среднего течения Анадыря, где вынуждены были стать на вторую зимовку.

Только на третий год к Дежневу пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семен Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнева.

С этого времени казаки принялись за охоту – затраты экспедиции надо было окупать. Построили острожек и принялись промышлять несметного зверя. Была установлена постоянная связь, как бы мы теперь сказали, с Большой землей.

В острог, основанный дюжиной казаков, хлынули охотники, над которыми Дежнев начальствовал до 1659 года. Только передав командование факторией казаку Курбату Иванову, Дежнев покинул атаманскую должность и стал охотиться для себя. Через три года он возвращается в Якутск, пробыв в походе 20 лет.

Как честнейшего и вернейшего человека его отправляют в Москву с «костяной казной», стоимостью в 17340 рублей – сумма по тем временам умопомрачительная, и он получает свое жалованье за 19 лет – 126 рублей, 6 алтын и 5 денег.

Ведал ли Дежнев, что открыл? Скорее всего догадывался. Поэтому и оставил подробнейшую «скаску» об отыскании прохода между Азией и Америкой.

В Москву он приезжал и еще раз – привез «соболиную казну» и бесценный ныне архив якутской приказной избы. Здесь, в Москве, разболелся, умер и был похоронен на кладбище Донского монастыря, где хоронили родовых казаков, в 1673 году.

Землепроходцы и путешественники. СПб., 1999

 

КОЛУМБЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Из отписки с реки Колымы якутскому воеводе Петру Головину служилого человека Второго Гаврилова с товарищами о первом походе Ф. Алексеева и С. Дежнева на Анадырь.

Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии стольнику и воеводе Петру Петровичю с Ковымы реки ис Ковымского острожку служилые люди Фторко Гаврилов с товарищи челом бьем. В прошлом во 154 году летом с усть Ковыми реки ходили на море гуляти в коче вперед промышленные люди девять человек: Исайко Игнатьев Мезенец, Семейка Алексеев Пустозерец с товарищи. И с моря пришли к нам на Ковыму реку в роспросе сказали: бежали де они по большому морю, по зальду, подле Камень двои сутки парусом и доходили до губы, а в губе нашли людей, а называются чухчами, а с ними торговали небольшее место потому, что толмача у них не было, и съезжати к ним с судна на берег не смели, вывезли к ним товарцу на берег, положили и они в то место положили кости рыбья зуба немного а не всякой зуб цел; деланы у них пешни да топоры ис той кости, и сказывают, что на море де тово зверя много ложится де он на место. И в нынешнем во 155 году, июня в... день, пошли на море москвитина гостиной сотни торгового человека Алексея Усова прикащик Федотко Алексиев колмогорец с покрученниками двенатцать человек, а иные збирались промышленные люди своиуженники, а сверх их собралось пятьдесят человек, пошли на четырех кочах той кости рыбья зуба и соболиных промыслов розведывати. И тот Федотко Алексиев с товарищи к нам в съезжую избу словесно прошали с собою служилого человека. И бил челом государь Якуцково острогу служилой человек Семейка Дежнев ис прибыли, а челобитную подал в съезжей избе, а в челобитной явил государю прибыли на новой реке на Анандыре сорок семь соболей. И мы его, Семейку Дежнева, отпустили для тое прибыли с торговым человеком с Федотом Алексиевым и для иных новых рек проведывать и где бы государю мошно прибыль учинити. И дали им наказную память и где буде найдут неясашных людей, и им аманатов имати и государев ясак с них збирати и под ево царскую высокую руку подводити и прочая.

1648 года июль. Отписка с Колымы якутским воеводам Василию Пушкину, Кириллу Супоневу и дьяку Петру Григорьевичу Стеншину ленского служилого человека Второго Гаврилова и таможенного целовальника Третьяка Иванова Заборца о втором походе С. Дежнева и Ф. Алексеева на Анадырь.

Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии воеводам Василью Никитичю да Кирилу Осиповичю, да дьяку Петру Григорьевичи) ленской служилой человек Фторко Гаврилов да таможенной целовальник Тренька Иванов с товарищи челом бьют. В прошлом во 155 году ленской служилой Семейка Иванов Дежнев бил челом государю и подал челобитную на новую реку Анандырь. И тот Семейка на новую реку не прошел и с моря воротился и зимовал на Ковыме реке. И в нынешнем во 156 году тот же Семейка Дежнев бил челом государю, а челобитную подал мне, Фторку, на ту ж новую реку Анандырь ис прибыли, а прибыли государю явил с той новой реки с ьшоземцов семь сорок пять соболей. И я того Семейку по той челобитной на новую реку Анандырь с Ковымы реки отпустил и наказ ему, Семейке, вместе с Федотом Алексеевым, торговым человеком, дал. А на подарки дано ему государева товару иноземцом десять полиц. Колумбы земли русской. Хабаровск, 1989 http://www.booksite.ru/dejnev/06.html

 

КОМАНДОР

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведен на Азовский флот, произведен в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер». В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведен в капитаны 4 ранга. В 1716 году командовал кораблем «Перл». В 1717 году произведен в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблем «Селафаил». В 1720 году произведен в капитаны 2 ранга, командовал кораблем «Мальбург», затем - кораблем «Лесное». В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга. С 1725 по 1730 гг. - начальник Первой Камчатской экспедиции. В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тумана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым. В 1730 году произведен в капитан-командоры.

После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки. Беринг был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции, его заместителем стал А. Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках «земли Жуана да-Гамы», помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни. В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на «матером берегу» (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды. 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга. Похоронен на острове Беринга в бухте Командор. На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: «1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года».

Журнал «Пространство путешествий»