Внутренняя и внешняя политика Павла I

О лекторе
Орлов Игорь Борисович — доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя Департамента политической науки Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
План лекции
1. «Непросвещенный абсолютизм» или военно-полицейская диктатура»? 2. Попытки восстановления петровских порядков: наведение порядка в армии, административная реформа, ограничение дворянских привилегий; 3. Новый закон о престолонаследии — попытка закрыть эпоху дворцовых переворотов; 4. Попытки ограничить крепостнический произвол: указ о трехдневной барщине, запрет продажи безземельных и дворовых крестьян, а также без земли украинских крестьян, восстановление присяги крестьян императору; 4. Участие России во второй антифранцузской коалиции; 5. Смена внешнеполитического курса: от союза с Англией к союзу с Францией; 6. Дворцовый переворот и убийство императора Павла I.
Аннотация
В лекции, посвященной правлению императора Павла I, раскрываются перипетии внутренней и внешней политики его недолгого царствования, породившего множество мифов и легенд. Павла считали «деспотом» и «романтическим императором», сравнивая с Петром III, Гамлетом, Калигулой и Нероном. Для самого императора идеалом правителя являлся Петр I, требовавший от своих подданных беспрекословной службы и слепого подчинения. Это во многом объясняет ряд мер, поставивших под угрозу сословные привилегии и свободы дворянства. По сути, речь шла о восстановлении тягловой модели государственности, что привело к столкновению интересов императора и дворянства и стало основным мотивом осуществленного в 1801 г. дворцового переворота.
Однако в целом нельзя назвать политику Павла антидворянской. Напротив, он стремился не допустить в дворянскую среду выходцев из «подлых» сословий, учредил банк для помощи нуждающимся дворянам и т.п. Было бы ошибочно считать всю политику императора абсурдной, тем более что многие из его установлений в политической, социальной и военной области были разумны и пережили самодержца. В этом ряду: «Учреждение об императорской фамилии» (1797 г.), образование ведомства «уделов», наведение порядка в армии и пр. Кроме того, замысел Павла I состоял в восстановлении теократических принципов легитимизации императорской власти. «Государи Российские суть главою Церкви», — формулировалось в составленном императором указе о престолонаследии.
Как и во времена Екатерины II, в правление Павла четко просматривается чередование внутренних реформ и внешнеполитической активности. После выхода из второй антифранцузской коалиции, Павел переориентируется на Францию. Союз с последней, по мнению императора, мог подорвать само существование Британской империи. Именно в этом русле следует рассматривать поход казаков М.И. Платова в Индию.
Вопросы по теме лекции
1. Почему Павла I называли «русским Гамлетом»? 2. Как Вы можете оценить внутриполитические нововведения Павла I? 3. В чем, на Ваш взгляд, причины свержения императора Павла I? 4. Сравните внешнюю политику Павла I и его предшественников. В чем Вы видите сходство и различие? 5. Какая модель абсолютизма — Екатерины II или Павла I — с Вашей точки зрения, больше подходила для Российской империи?
Литература
1. Головкин Ф.Г. Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания. М., 2003. 2. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII в. М., 1999. 3. Михайлова Н.В. К вопросу о реформах императора Павла I // Эхо. Сборник статей о новой и новейшей истории Отечества. Вып. 4. М., 2000. 4. Оболенский Г.Л. Император Павел I. М., 2000. 5. Песков А.М. Павел I. М., 2000. 6. Сорокин Ю.А. Павел I // Вопросы истории. 1989. №11. 7. Шильдер Н.К. Император Павел Первый. М., 1996. 8. Эдельман Н.Я. Грань веков М., 1986.
Новое
Видео
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Российская Федерация в 1992-1993 годы
Российская Федерация в 1992-1993 годы
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.