Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины

Лектор: Татьяна Черникова

О лекторе

Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).


План лекции

1. Кризис Античной цивилизации и Великое переселение народов.
2. Варварские королевства в Западной Европе.
3. Праславяне — анты, склавины и венеды. Формирование трех ветвей славянства. Южные, западные и восточные славяне.
4. Расселение восточных славян по Восточно-европейской равнине в VII-IX вв. Народы — соседи восточных славян.
5. Хозяйство и общественный строй восточных славян в VII-IX вв. Верования и обычаи.

Аннотация

В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими «варварами» стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди «варварского мира» — Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами.

Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья.

В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа.

Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя.

Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии.

С севера «из-за моря» в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки», которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь «Из варяг в греки» начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.

Вопросы по теме лекции

1. Дайте определение термину «Великое переселение народов».
2. Какие народы участвовали в Великом переселении народов?
3. На какие этапы можно разбить эпоху Великого переселения народов?
4. Какие проблемные вопросы связаны с происхождением славян?
5. Какие народы, упомянутые в трудах поздних римских и византийских авторов, а также историка готов Иордана, ученые связывают с праславянами?
6. Когда сформировались три современные ветви славянства?
7. Дайте характеристику особенностей процесса Великого переселения народов у восточных славян?
8. Укажите направление расселения восточных славян и дайте характеристику их взаимоотношениям с соседними народами.
9. Что являлось основой хозяйственной жизни восточных славян в VII-IX вв.?
10. Каковы были общественная организация, верования и обычаи восточнославянских племен в VII-IX вв.?

Литература

Источники
1. Повесть Временных лет (ПВЛ)
- Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950.
- Повесть временных лет. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. СПб., 1999 (по списку Лаврентьевской летописи)
- Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку / ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. I.
- Повесть временных лет по Ипатьевскому списку /ПСРЛ. Т. II
2. Первая Новгородская летопись / ПСРЛ. Т. III.

Хрестоматии
1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г и др. М.: Проспект, 2012.
2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.
3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т.I-V. / под ред. А.В. Подосинова. М., 2009.

Учебные пособия
1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч.1.: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II.
2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014.
3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.

Литература
1. Буданова В.П. Великое переселение народов как универсальная модель взаимодействия цивилизации и варварства.
2. Буданова В.П. Великое переселение народов.
3. Древняя Русь. IX-XIII века. Родина. 2002. №11-12.
4. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Предисловие — Е.А. Мельникова. Часть I — А.В. Подосинов. Часть II — М.В. Бибиков. Часть III — И.Г. Коновалова. Часть IV — А.В. Назаренко. Часть V — Г.В. Глазырина Т.Н. Джаксон Б.А. Мельникова. М., 1999.
5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. М., 1997.
6. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.
7. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
9. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002.
10. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
11. Стриннгольм А.М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1.
12. Щукин М.Б. Рождение славян. М.,2001.

1 Комментарий

  • Фролов Иван Викторович / магистр истории

    Здравствуйте! Свой отзыв хочется начать с того, что сама идея создать общедоступный видеоучебник по истории - давно назревшая необходимость. Как учитель истории рад, что содержание курса исходит от представителей академической науки и предлагает актуальное научно-историческое знание. Однако при просмотре курса бросается в глаза насколько он отстает от лучших образцов, существующих на пространстве вебинаров и видеокурсов, например, universarium.org предлагает гораздо более ценный с т.з. методического и дидактического обеспечения курсы. Когда лектор говорит о расселении восточных славян, не плохо бы было показать карту и т.п. Если лекцию слушать и не смотреть - ничего не изменится, содержание вполне м.б. преподнесено в качестве аудиоуроков (которые также присутствуют в доступном виде). По моему мнению, возможности видеоурока в данном проекте использованы от силы на 10-15%. Стоит задуматься.

  • Стрельцова Наталья Валерьевна

    Полностью соглашусь с комментарием выше. Прекрасные лекции, но если бы текст сопровождало наглядное видео, это многократно повысило бы ценность видеоучебника. Ведь даже в обычных учебниках всегда есть изображения, видеоформат же даёт учебнику в этом отношении огромные возможности, которые совершенно не были использованы. Я не говорю о впадении в другую крайность - превращении в развлекательное шоу, но эти видеолекции выглядят чрезмерно аскетично.

    Во всём остальном хочется сказать спасибо всем, кто участвовал в создании этого учебника. Лекции действительно замечательные. Отдельное большое спасибо за лекции в аудиоформате!


Яндекс.Метрика